Благотворительный фонд им. Павла Михайловича Третьякова
О Фонде Памяти<br>П.М. Третьякова Художественные и просветительские проекты Издательская<br>деятельность Международное<br>сотрудничество СМИ о Фонде
08.11.2023 «Не отступаться от лица»

Журнал «Русское искусство» отмечает юбилей – 100-летие выхода первого номера. У колыбели его стояло немало выдающихся деятелей отечественной культуры, включая Александра Бенуа, Игоря Грабаря, Осипа Мандельштама, Евгения Замятина, Сергея Радлова. 20-е годы прошлого века стали эпохой расцвета изданий, посвящённых культуре и искусству. Щедрыми плодами цветение, увы, не увенчалось – жизнь этих изданий была столь же яркой, сколь и краткой. «Русскому искусству» выпала счастливая судьба обрести второе рождение уже в новом столетии. О связи времён, верности традициям и об открывающихся перед журналом новых горизонтах «ЛГ» беседует с главным редактором Еленой Бехтиевой.

– В 1920-е годы в Советской России одно за другим появлялись издания, пытавшиеся отразить многообразие художественной жизни. Чем на их довольно пёстром фоне выделялся журнал «Русское искусство»?

– Полагаю, что чёткой формулировкой поставленных целей. Они были изложены редакцией в первом номере: «В поле зрения журнала – искусства всех видов (слова, звука, движения, театра), но прежде всего – искусство изобразительное»; являть в свет «подлинное русское со всем его великим прошлым и мятущимся настоящим»; не иметь при этом «националистических притязаний», а, напротив, стараться вписать отечественное искусство в контекст мировой художественной культуры. И ещё – амбициозностью планов: издаваться не только на русском, но и на немецком, французском и английском языках; выходить шесть раз в год; 500 экземпляров каждого номера печатать на дорогой бумаге верже.

– Как родилась идея возродить издание?

– Идея издавать журнал по искусству принадлежала Ольге Владимировне Костиной. Она, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, была главным редактором журнала «Русская галерея», в который привлекла меня в качестве автора. После его закрытия Ольга Владимировна обратилась ко многим друзьям-товарищам с просьбой помочь ей запустить новое издание. Я откликнулась и пришла за поддержкой к мужу, как поступала всегда, если требовалось от слов перейти к делу. Виктор Михайлович, человек решительных действий, через некоторое время договорился с президентом крупного издательского дома «Эдипресс-Конлига» Александром Владимировичем Колосовым присоединить к десятку своих доходных, поставленных на поток журналов «всего-то один – художественный». Признаюсь, что я оказалась в редакции исключительно по воле мужа. Совершенно не стремилась к скрупулёзной работе над чужими текстами – предпочитала собственное сочинительство и разговорный жанр, которому с любовью отдавалась в научно-просветительском отделе Третьяковской галереи. Издательский дом ношу неприбыльного «Русского искусства» долго не потянул, и журнал перешёл под покровительство Фонда им. П.М. Третьякова.

– Как выбираются темы, формируется круг авторов?

– Мы постепенно сформировали основные редакционно-издательские интересы, приоритетные направления, сквозные темы: «Вся Россия», «Выдающиеся деятели отечественной культуры», «Художник и его время», «Диалог на языке искусства» и другие, из которых складывается концепция конкретного номера. Учитываются государственные приоритеты, как, например, объявление задачи года: 2023-й проходит под знаком педагога и наставника, 2022-й посвящался культурному наследию народов России и т.д.; отмечаются памятные даты в истории страны и юбилеи прославивших её людей; отслеживаются значительные события художественной жизни. Есть круг постоянных авторов – это преимущественно музейные сотрудники, с которыми связывают годы профессиональной работы. Кого-то находим в поездках, о ком-то узнаём из других СМИ, кто-то сам присылает материал для публикации.

– Вы работаете в журнале с момента его возрождения. Как изменилось издание за минувшие два десятилетия?

– Наверное, стало более культурологическим, чем сугубо искусствоведческим. Одна из причин – активизация работы в художественных музеях, исследовательских институтах и профильных ведомствах по изданию собственных научных сборников. Другая – снижение в обществе читательского спроса на специализированные объёмные публикации. И хотя, казалось бы, искусством интересуются многие, но дозированно и с красивой подачей. Главное, что некоторая трансформация отвечает убеждению: журнал должен собирать, популяризировать и даже воспитывать, а здесь чувство меры превыше всего. Быть «художественным пастырем», вводящим человека в мир изобразительного искусства, считаю почётной и ответственной миссией.

– Любое издание живёт ровно столько, сколько сохраняется к нему интерес читателей. Насколько сложно его поддерживать? Кто они – ваши читатели?

– Интерес поддерживать сложно ещё и потому, что мы не знаем в полной мере, «кто они – наши читатели». Ведь основное распространение журнала происходит через подписные агентства, такие как «Почта России», «Урал-Пресс», «Сервис-пресс», «Пресс-информ» и международное «Креатив сервис бенд». А они, как ни проси, никаких сведений, кроме общей численности подписчиков, не дают. Ведущие книжные магазины Москвы и Петербурга также. Знаем, что журнал пользуется спросом в музейных киосках. Знаем круг редакционных подписчиков, и это очень разные люди: искусствоведы, художники, дипломаты, журналисты, предприниматели, пенсионеры.

– 100-летие выхода первого номера журнала редакция отметила круглым столом, посвящённым просветительской миссии печатных СМИ, и выставкой современных художников, чьё творчество недавно представлялось на страницах издания. Чем обусловлен выбор такого формата юбилейных торжеств?

– Отмечать выставкой памятные даты – это добрая традиция отечественной культуры. Мы ей следуем и очень радуемся, что издатель и благодетель «Русского искусства», Фонд им. П.М. Третьякова, учреждённый заслуженным строителем России Виктором Михайловичем Бехтиевым, делает журналу такие праздничные подношения. Художники – творцы искусства, находящиеся в постоянном движении, поиске, работе. Их призвание – не только запечатлевать красоту Божьего мира, но и откликаться на происходящее вокруг, не оставаться равнодушным, отражать своё время. Для каждого художника, будь то живописец, график или скульптор, важно получать отклик у зрителя – вот чем объясняется выбор формата юбилейных торжеств. К тому же выставка «Талант – единственная новость» – прекрасная возможность порадовать посетителей разнообразием форм русского реалистического искусства и индивидуальностью мастерского почерка.

Предваривший открытие выставки круглый стол по теме «Художественные пастыри» собрал видных деятелей отечественной культуры. Участие в его работе приняли авторитетные искусствоведы, историки, художники, педагоги, журналисты: Татьяна Городкова, Татьяна Куюкина, Виктор Москвин, Александр Кибовский, Иван Глазунов, Нателла Тоидзе, Леонид Колпаков и другие. Для всех, кто вовлечён в работу над «Русским искусством», было необходимо услышать, что наш издательско-просветительский проект востребован обществом, играет значительную роль в продвижении гуманитарных знаний и нравственных ценностей. Полагаю, что не требует объяснения место проведения юбилейного вечера – Общественная палата Российской Федерации.

– На круглом столе был представлен специальный выпуск, приуроченный к юбилею. Что подвигло редакцию сделать его не столько экскурсом в историю, сколько зеркалом сегодняшнего дня?

– Это проявление преемственности с редакцией первого созыва, дань уважения нашим выдающимся предшественникам. Если обратиться к изданиям 1923 года, то читатель увидит подбор публикаций как исторического толка, так и современной тематики. Игорь Грабарь писал о фресках Дмитровского собора во Владимире, исполненных в XII веке; Павел Муратов – о новых работах Кончаловского; Эрих Голлербах – о художниках «чехонинской школы», привлечённых Государственным фарфоровым заводом; Евгений Браудо делал обзор петербургской музыкальной жизни и т.д. Статей об активно работающих мастерах было значительно больше. Так что нам есть на кого равняться.

– Строить планы в наше громокипящее время – дело рискованное. Но всё равно хочется заглянуть в будущее. Каким вы видите завтрашний день «Русского искусства»?

– Не вынашивать планы, не ставить новых задач – означает топтаться на месте. Жизнь строится на любви! Хотим сосредоточиться на этом и один из ближайших номеров посвятить теме «Двое», другой – «Очевидному и невероятному в искусстве». От потерь, трудностей и волнений защищаюсь тем же, чем когда-то Анна Ахматова: «Я научилась просто, мудро жить, / Смотреть на небо и молиться Богу, / И долго перед вечером бродить, / Чтоб утомить ненужную тревогу».

В очередной раз принимаю в редакцию молодёжь, мечтаю о преемнике. Знаю, что, пока живу, пока есть поддержка коллег-единомышленников, друзей-меценатов и любящего сына, «Русскому искусству» быть и «сеять разумное, доброе, вечное»

Виктория Пешкова
"Литературная газета". 2023. 8 ноября
© Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова 2006 - 2023