Одним из самых популярных поэтов русского зарубежья так называемой первой волны был Владимир Алексеевич Смоленский. Любимец Бунина, человек невероятной красоты, он до стонов “заводил” слушателей на литературных вечерах. Особенно своим знаменитым стихотворением “Стансы”:
Закрой глаза – в видении сонном
Воспрянет твой родимый дом.
Четыре белые колонны
Над розами и над прудом.
И ласточек крыла косые
Над домом обрамляют щит,
А за балконом вся Россия
Как ямб торжественный звучит.
Эти изумительные строки невольно вспоминаются, когда берешь в руки новый номер журнала “Русское искусство”, посвященный усадебной культуре.
Исчезающий мир русской усадьбы – обнаженный нерв борьбы за сохранение прошлого. Целый мир, давший России столько гениев и ставший основой для создания произведений, являющихся гордостью отечественной литературы и изобразительного искусства, на глазах, словно град Китеж, уходит из жизни. И поэтому статьи номера, даже посвященные событиям и сюжетам прошлого, все равно несут какой-то отзвук беспрерывной борьбы за наше культурное наследие.
Вот уже почти десять лет выходит этот удивительный журнал – “Русское искусство”. Настоящий наследник своих великих предшественников начала прошлого века. На великолепной бумаге, в роскошном полиграфическом исполнении – только так, невзирая на все кризисы, ведут его издатели, руководители Благотворительного фонда Павла Третьякова Елена и Виктор Бехтиевы. И первый номер за этот год, посвященный русской усадьбе, не стал исключением.
Одними из главных героев статей, составивших журнал, стали директора музеев-усадеб, те, кто, порой рискуя жизнью, спасал вверенные им сокровища. Как, к примеру, Дмитрий Васильевич Поленов, сын великого русского художника и директор одноименного музея. В статье его дочери Натальи Грамолиной мы читаем, что в 1944 году этот удивительный человек, вернувшийся из заключения, первым делом организовал инвентаризацию музея. И добился возвращения всех похищенных картин.
Так же в страшные революционные годы бился за сокровища Петергофа его первый хранитель Федор Густавович Бернштам. Руководивший дворцовопарковым комплексом в 1918 – 1924 годах, он, долгие годы работавший до этого главным библиотекарем Академии художеств, просто спас великий памятник России. Можно только представить, в каких условиях ему приходилось действовать: “Вы спрашиваете, как я живу? Благодарю Вас, отвратительно. Прежде всего потому, что голодаем, и потому, что день ото дня становится все труднее работать во славу и на пользу дорогого мне искусства и Отечества”, – писал он. Письмо это нашла в отделе рукописей Третьяковской галереи автор работы об Бернштаме Софья Чапкина.
Использование архивных, доселе не известных материалов – одна из отличительных особенностей “Русского искусства”. И “усадебный” номер не стал исключением. Мы можем познакомиться с главой из невышедшей книги замечательного искусствоведа Валериана Степанова “Творчество Пьетро Гонзага” и также с заметками, посвященными этому театральному комплексу в Архангельском известного архитектора-реставратора Владимира Либсона. Из фондов “Архангельского” читателям представляется гостевая книга, в которой хозяевам усадьбы Юсуповым оставляли автографы гости, в том числе и члены царской фамилии. Здесь же новый подарок любителям истории – уникальный фотоальбом из этого же собрания. На его снимках запечатлены будущие убийцы Григория Распутина Феликс Юсупов и великий князь Дмитрий Павлович, а также московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович и его супруга Елизавета Федоровна. И кто мог тогда представить, что князь погибнет от бомбы террориста Каляева, а княгиня будет сброшена в шахту в Алапаевске и впоследствии канонизирована. О многих реликвиях семьи последнего русского императора, как и о других бесценных сокровищах русской культуры, находящихся ныне за пределами России, рассказывается в материале Ларисы Вульфиной “Музей-усадьба Хиллвуд”. Этот остров русской культуры под Вашингтоном, созданный женой посла США в СССР Марджори Пост, давно стал символом не только российского зарубежья, но и расточительности, порой преступной, руководителей Страны Советов. Картины, уникальные ювелирные изделия, иконы – все это, зачастую за бесценок, было отдано за океан.
Для многих читателей поистине сенсационным открытием станет статья Александра Тихонова “Кто Вы, господин Тормейер?” – рассказ об аукционе в Женеве, на котором были выставлены более 2000 предметов, писем, телеграмм, ювелирных изделий, сохраненных в свое время воспитателем детей Александра III, швейцарцем Александром Тормейером.
Как пишет в предисловии главный редактор журнала Ольга Костина, “Этот номер – об активизации нашей памяти о прошлом и сохранении наследия… Изобразительный ряд номера контрастен. Это и красоты усадебных парков, и торжественные колонные портики классических построек, и парадные анфилады залов, и роскошное убранство интерьеров усадеб… Но это и руинированные дворцы, и разрушенные храмы, и заброшенные заповедные территории – то, что вопиет о помощи, призывает к действию, к созидательным поступкам”. Именно об этом на страницах журнала взволнованно, страстно размышляют председатель Совета Федерации РФ Сергей Миронов, директор Музея-усадьбы “Архангельское” Владимир Длугач, президент Национального фонда “Возрождение русской усадьбы” Виссарион Алявдин, директор Музея-усадьбы “Останкино” Геннадий Вдовин.
Как и предыдущие номера “Русского искусства”, новый выпуск также, без всякого преувеличения, событие в нашей культурной жизни. Недаром журнал имеет такой успех как в России, так и за рубежом. О триумфальных днях “Русского искусства” в Париже, прошедших в октябре прошлого года, вспоминает Елена Бехтиева.
В деятельности Благотворительного фонда имени П.М.Третьякова, кроме издания журнала “Русское искусство”, есть исключительная по своей значимости инициатива – премии имени создателя Третьяковской галереи “За верность профессии и многолетнее служение русскому искусству” старейшим работникам музеев, которые вручаются фондом с 2006 года. И, конечно, этот номер журнала не мог обойти вниманием лауреатов премии 2011 года – заведующую отделом живописи второй половины ХIХ – начала ХХ века ГТГ Галину Сергеевну Чурак, заместителя заведующего отделом каталогизации ГТГ Розу Вениаминовну Микунис и заведующую Домом-музеем И.И.Левитана в Плесе Ольгу Викторовну Наседкину.
Журнал “Русское искусство” открыл свой очередной издательский год на “высокой ноте”, посвятив номер триумфу и трагедии России, ее “торжественному ямбу” – миру русской усадьбы.