Вышел в свет первый за 2008 год номер журнала «Русское искусство», приуроченный к 175-летию со дня рождения Павла Михайловича Третьякова.
С просьбой представить его мы обратились к одному из авторов концепции этого издания, праправнучке создателя Третьяковской галереи Екатерине Сергеевне ХОХЛОВОЙ.
Мысль рассказать о семье Третьяковых, а точнее, о родословном древе, к которому помимо них принадлежали также и Мамонтовы, Боткины, Щукины, Алексеевы, Морозовы, рассмотреть его именно с точки зрения связей с искусством людей этого могучего клана возникла у меня давно. А воплощение замысла стало возможно благодаря учредителям Благотворительного фонда имени П.М. Третьякова Елене Владимировне и Виктору Михайловичу Бехтиевым, выступившим с инициативой подготовки и издания на средства фонда специального «третьяковского» номера журнала «Русское искусство». То, что выход номера, главная тема которого «Семейный круг и духовные ценности», совпал с началом объявленного в стране Года семьи, можно назвать закономерной случайностью - семейные ценности, которые сегодня ставятся во главу угла, всегда составляли нравственную основу жизни Павла Михайловича и его близких. Высокая духовность, которая оставалась основной движущей и объединяющей силой для нескольких поколений этой семьи, - вот главное, что нам хотелось донести до читателя. Это всегда было основой воспитания детей, и потому неслучайно журнал открывает статья о родоначальнице - Александре Даниловне Третьяковой. Очень важной в этом плане представляется и статья о храме Святителя Николая в Толмачах, с которым связана вся жизнь Павла Михайловича и его родных.
Другой важной задачей было показать широту интересов и направлений в искусстве, которая являлась характерной для представителей этого многочисленного семейства. Поэтому в журнал вошли не только материалы о собирательской деятельности братьев Третьяковых и С. Боткина, но и статьи о тех, кто непосредственно занимался творчеством: художниках Н. Гриценко, Л. Баксте и М. Якунчиковой, архитекторе А. Каминском, музыканте А. Зилоти, актрисе А. Хохловой.
В последнее время имя Третьякова вспоминают очень часто, особенно когда речь идёт о деятельности современных меценатов. Но порой приходится сталкиваться с тем, что представления нашего времени подменяют подлинные исторические реалии. Например, недавно исполнительный директор одного очень уважаемого фонда в очень хорошей передаче на канале «Культура» уверенно говорила о том, что Третьяков в искусстве вообще не разбирался, а картины покупал по подсказке художника
И. Крамского. А в одной из появившихся в Интернете заметок собирательская деятельность Павла Михайловича названа «личной придурью купца». Не комментируя подобные высказывания, напомню слова А. Бенуа: Третьяков «по натуре и по знаниям был учёный». Создавая этот номер журнала, нам хотелось вернуться к подлинным истокам того, что составляет важную часть отечественной культуры, поэтому большинство статей основываются на уникальных архивных документах, письмах, свидетельствах современников. В работе участвовали сотрудники музеев, прежде всего, конечно, Третьяковской галереи, а также Русского музея, Музея архитектуры им. А. Щусева. Это не только профессионалы высокого класса, но, главное, люди, любящие и понимающие искусство, сохранившие уважение к культуре прошлого. Такое отношение к национальному наследию вообще свойственно журналу «Русское искусство» и его главному редактору Ольге Владимировне Костиной.
Мне особенно приятно, что именно этот журнал стал первым периодическим изданием, объединившим жизнеописания нескольких поколений семьи Третьяковых. |