Благотворительный фонд им. Павла Михайловича Третьякова
О Фонде Памяти<br>П.М. Третьякова Художественные и просветительские проекты Издательская<br>деятельность Международное<br>сотрудничество СМИ о Фонде
21.01.2009 В честь семьи Третьяковых...
15 декабря 2008-го года в конференц-зале Государственной Третьяковской Галереи в Лаврушинском переулке 12, состоялся вечер памяти Павла Михайловича Третьякова, организованный Благотворительным фондом, носящим его имя. Тема вечера определилась двумя датами: 110-летием со дня смерти основателя национальной галереи и 125-летием ухода из жизни Ивана Сергеевича Тургенева. Двух выдающихся современников объединяли добрые, уважительные отношения, выразившиеся в периодических встречах и взаимной переписке, а сам Павел Михайлович Третьяков всегда искренне восхищался талантом писателя. В связи с этим в программу мероприятия включили графическую экспозицию «Фантазия на тему Тургенева» по мотивам произведений писателя, любимых в семье Третьяковых, и музыкально-поэтическую элегию «Семья Третьяковых и И.С. Тургенев». И уже, по сложившейся традиции, в третий раз в торжественной обстановке была вручена ежегодная премия им. П.М. Третьякова лауреатам 2008-го года.
Учредителями новой некоммерческой организации выступила семья Бехтиевых – Елена Владимировна, искусствовед, старший научный сотрудник ГТГ, и ее муж, Виктор Михайлович, заслуженный строитель России, кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством», управляющий трестом «Мосжилстрой», возглавлявший десятилетнюю реконструкцию Третьяковской галереи.
Первое, что сделал Фонд, – учредил для музейных сотрудников премию имени Павла Михайловича Третьякова «За верность профессии и многолетнее служение русскому искусству». Она вручалась уже дважды в торжественной обстановке в день рождения основателя национальной галереи, 27 декабря (15 декабря по старому стилю). Утверждением кандидатур занимается Попечительский совет, в состав которого входят видные деятели культуры, среди которых праправнучка П.М. Третьякова – хранитель семейных традиций, Екатерина Сергеевна Хохлова – киновед.
В числе счастливых обладателей почетной премии хорошо известная всем за полвека работы в Третьяковке Лидия Ивановна Иовлева, первый заместитель генерального директора. Теперь она с гордостью носит памятный серебряный знак лауреата премии, повторяющий фамильный вензель Третьяковых, представляющий собой три переплетенные заглавные буквы фамилии, идущей от предков, и супружеских имен, Павел и Вера. Вензель, как свидетель неразрывной связи нескольких поколений семьи, был выгравирован на серебряном подносе, подаренном Третьяковым дочерьми в день серебряной свадьбы их родителей, в 1890-м году. Сегодня он отливается в мастерской Евгения Лансере, принадлежащего к четвертому поколению знаменитой художественной династии.
Инициатором и ведущей церемоний, на которых чествовались лауреаты премии имени П.М. Третьякова, являлась Елена Бехтиева, любезно согласившаяся рассказать нам об этом благотворительном проекте поподробнее:
«Мое искреннее желание – создать атмосферу «третьяковских» вечеров торжественной и доверительной, постараться ввести присутствующих в мир культурного досуга этой замечательной семьи. Отчасти воссоздать его нам помог художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин – на вечере 27 декабря 2006-го года он блистательно сыграл Фамусова в отрывке из спектакля «Горе от ума». В ХIХ веке эту роль исполнял прославленный Михаил Семенович Щепкин, высоко почитаемый семьей Третьяковых. На протяжении тридцати лет он выходил в этом образе на сцену Малого театра, последний раз – в 1862-м году. Именно в этот год по заказу Третьякова художник Николай Васильевич Неврев создал портрет Щепкина, легший в основание будущей галереи «лиц дорогих нации» – портретов выдающихся деятелей русской культуры, собранных московским меценатом. «Прописанный» многие годы в музее Малого театра, с разрешения его руководства, портрет Щепкина на один вечер вернулся в Третьяковскую галерею, и сопровождала его прапраправнучка великого актера, хранитель ГТГ, Ксения Луповская. Замечательное оживление портретного образа на глазах изумленной публики произошло благодаря заслуженному деятелю искусств РФ, ректору театрального училища имени Щепкина Николаю Афонину, удивительно похожему на «первого актера русской сцены».
Праздничный вечер 27 декабря 2007-го года был посвящен 175-летию со дня рождения Павла Михайловича Третьякова. В стенах созданной им галереи на сцене конференц-зала, что в Лаврушинском переулке, чествовали не только лауреатов премии, но и более тридцати сотрудников, проработавших здесь 42 года. Столько времени посвятил Третьяков собирательской деятельности, сумев вовлечь в сферу своих высоких устремлений родных и близких.
Нам хотелось подчеркнуть, что музейщики – некая семейная общность, призванная хранить то бесценное художественное собрание, которое создавалось как частное и размещалось первоначально в жилых комнатах дома Третьяковых. Так семейная тема невольно обозначила свой приоритет в канун 2008-го года, объявленного в России «Годом семьи». Это также отвечало нашему давнему стремлению постичь феномен личности Третьякова, что невозможно сделать без обращения к истокам, к памяти родителей».
 
Теперь мне становится более понятно, что побудило Вас к созданию литературной композиции «Имею честь быть сын Ваш», посвященной матушке Третьякова, Александре Даниловне, впервые представленной публике в юбилейную дату великого мецената…
Мне хотелось поклониться Александре Даниловне, а в ее лице – всем матерям, роль которых в формировании личности, глубоко нравственной и общественно деятельной, безмерно велика.
 
Расскажите, пожалуйста, нашим читателям немного поподробнее о матери Павла Михайловича.
Матушка Третьякова происходила из благополучной многодетной семьи, в детстве обучалась грамоте и игре на фортепиано, вывозилась отцом в Петербург приобщаться к ценностям европейской культуры. Она вышла замуж в девятнадцать лет за любимого человека, Михаила Захаровича Третьякова, потомка небогатого купеческого рода, перебравшегося в Москву из Малоярославца. Уже через год у супругов родился первенец – Павел, а затем еще восемь детей. Жизни четырех из них в один месяц унесла молниеносная скарлатина, а вслед за ними Александра Даниловна похоронила своего отца и дорогого мужа, которого ей было суждено пережить почти на 50 лет. Не сломившись от страшных трагедий, а лишь посуровев под ударами судьбы, она взяла на себя главенство в доме, удержала и развила семейное торговое дело, всем детям сумела привить чувство дружбы, сострадания и гражданской ответственности, всех приобщила к музыке и литературе, открыла волшебный мир театра.
 
Не могли бы Вы привести самые интересные и характерные примеры из Вашей сценической композиции?!
Пожалуйста! Первая поездка Третьякова в Петербург. Ему двадцать лет. В частых письмах к Александре Даниловне большое внимание уделяется описанию просмотренных спектаклей и ведущих исполнителей, что убеждает в унаследованной от матери любви к театру. Как подтверждение, приведу отрывок из одного письма: «Ваша любимица Орлова очаровала меня! Она, кажется, усовершенствовалась еще более. Эта умная актриса победила петербургскую публику…».
Другой пример: Александра Даниловна не позволяла взрослеющим детям праздного времяпровождения. Эта постоянная нацеленность на дело, на созидание во многом определила жизненную позицию Третьякова. Любопытна его записка друзьям, приглашающим повеселиться: «Вчерашний вечер я не занимался делом и потому им теперь занят. К вам я тогда приду, когда матушка перестанет на меня сердиться».
 
 Вероятно, Вы акцентировали особое внимание на этой связи между матерью и сыном?
Мы акцентировали внимание и на том, что первые благотворительные пожертвования, в том числе «на военные надобности в память о минувшей Крымской войне 1853-1856 годов», Павел Михайлович совершил при Александре Даниловне. Материнского одобрения требовал и начальный этап собирательской деятельности Третьякова, его траты на книги, гравюры, картины. На это указывает завещание отца, Михаила Захаровича, просившего «до достижения Павлом 26, а Сергеем 25 лет, когда наберутся должного опыта и умения, давать отчет матери своей, любезнейшей супруге моей, Александре Даниловне, и сохранять ее попечение».
Замечу, что первую картину для будущей галереи Третьяков приобрел в мае 1856-го, в двадцать три года.
 
В спектакле весьма деликатно обозначена ситуация, сложившаяся в отношениях матери и сына в связи с женитьбой Павла Михайловича…
Стоит ли ее драматизировать?! Ведь тема «отцов и детей» – вечная в искусстве и в жизни. Из любого положения находится выход, если люди уважительно относятся друг к другу. Действительно, невеста Третьякова, Вера Николаевна Мамонтова, высказала пожелание после свадьбы жить отдельно. Александра Даниловна без единого возражения приняла решение молодых и прямо с дачи переехала на новое место жительства. Павел Михайлович, если не был в отъезде, ежедневно навещал маменьку, чтобы «поздороваться» и поцеловать ручку. А в письмах из-за границы просил жену: «Ты, пожалуйста, сообщай мне о мамаше, как Вы можете об ней часто иметь сведения».
 
Хочу отметить, что ваш спектакль получился сдержанно интеллигентным по форме, но очень взволнованным по содержанию. Как Вам это удалось? Подобралась команда единомышленников?
Это правда, причем команда наша больше той, что выступала на сцене: народные артисты России Маргарита Юрьева и Александр Дик, заслуженная артистка России Елена Муратова. Стоя за кулисами, волновался режиссер – заслуженный деятель искусств РФ Евгений Радомысленский, продолжатель старой мхатовской школы, за плечами которого много замечательных постановок в Москве и за рубежом. В зале находилась также одна из авторов сценария – поэт и переводчик Надежда Кондакова, определившая структуру спектакля.
 
Какие материалы легли в основу сценария?
Важнейшим материалом для сценария послужили книги воспоминаний дочерей Третьякова – Александры Боткиной «Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве» и Веры Зилоти «В доме Третьяковых», написанные ими в возрасте 70 лет. Эти бесценные первоисточники определили, от чьего имени поведется рассказ. Поэтому наш выбор пал на двух почтенных актрис, диалог которых дополнял мужской персонаж – ведущий. Поначалу казалось, что для создания образа Александры Даниловны недостаточно эпистолярного наследия, но богатейший архив Третьякова в отделе рукописей Галереи убедил в обратном. Сколько не опубликованных ранее семейных писем прошли через мои руки и сердце при подготовке сценария! Каждое из них подолгу не отпускало и из-за неразборчивости почерков и особого трепета, всякий раз охватывающего музейщика при прикосновении к подлинному документу и сокровенному чувству, выраженному в нем. Моя особая благодарность супругам Радомысленским, сумевшим отобрать самое важное для сценической версии.
 
А как возникло название спектакля, так стилистически грамотно соотнесенное со временем и культурой ХIХ века?
Спектакль назван «Имею честь быть сын Ваш» – строкой из письма Третьякова к матушке от 14 октября 1852 года, написанного в Москву из Петербурга. За этой строкой стоят и суть человеческих отношений, и прекрасный русский язык, и величие золотого века отечественной культуры – времени, в котором жила Александра Даниловна. Она родилась в апреле 1812-го и умерла в январе 1889 года, через месяц после кончины «любимого Пашеньки».
По сути, этот спектакль – дань удивительной женщине, воспитавшей поистине выдающегося человека и гражданина своей страны…
Да, так мы поклонились необыкновенной женщине-матери и всему ХIХ столетию, опоэтизировать которое помогли включенные в спектакль стихи Пушкина, Глинки, Цветаевой, а также портреты кисти Репина (в их интерьерах проходил спектакль), запечатлевшие Александру Даниловну и ее первенца, создателя нашей любимой Третьяковской галереи.
С Еленой Владимировной Бехтиевой беседовала Алла Буловинова
Журнал "Антикватория". 2009. № 2
© Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова 2006 - 2023