Благотворительный фонд им. Павла Михайловича Третьякова
О Фонде Памяти<br>П.М. Третьякова Художественные и просветительские проекты Издательская<br>деятельность Международное<br>сотрудничество СМИ о Фонде
19.03.2009 Век «Русского искусства». К пятилетию возрождения журнала
«Твердо стоя на почве признания нашей революционной современности со всеми ее новаторскими порывами и приглядываясь к буйным побегам ее молодого искусства – журнал, в то же время, будет беречь лучшие художественные страницы прошлого и по-новому вчитываться в них. Так в 1923 году, в разгар НЭПа, обращались к читателям создатели нового журнала «Русское искусство». Журнала, ставшего символом заката последних лучей Серебряного века, еще чудом теплившихся после всех потрясений революции и гражданской войны. Издания, в котором сотрудничал цвет российской культуры – великие искусствоведы и хранители минувшего Анисимов и Адарюков, Бенуа и Голлербах, Кузмин и Замятин. Отцом – основателем журнала стал знаменитый киевский открыточник Соломон Абрамов, сбежавший во время революции из Киева в Москву. Он был буквально одержим идеей просветительства, и в 1917 году – самое подходящее время – основал издательство «Творчество», под эгидой которого спустя шесть лет увидел свет первый номер «Русского искусства».
Содержание этого выпуска составило потом золотой фонд истории отечественного искусствознания. Еще бы – Мариэтта Шагинян со статьей о загадке творчества Петрова-Водкина, Абрам Эфрос с рассказом о мощных гравюрах Фаворского, размышления ныне ставшего легендарным Павла Муратова о новых витках творчества Кончаловского. А еще – яростный очерк Мандельштама «Буря и натиск», материалы о выставках в Советской России и за рубежом, в том числе и о легендарной экспозиции русского искусства в Берлине. Оформление журнала было под стать содержанию – красивое и продуманное. Все вышесказанное, естественно, не могло гарантировать долгую жизнь и, осчастливив современников и потомков сдвоенным выпуском второго и третьего номеров, журнал «Русское искусство» прекратил свое существование.
Но времена меняются. И в 2004 году любители изящных искусств смогли взять в руки номер возрожденного журнала, на обложке которого красовался пейзаж с церковью, созданный неповторимой кистью Грабаря. Работа эта долгие годы находилась в Америке и стала своего рода символом возвращения "Русского искусства". Осуществилось оно благодаря Издательскому Дому "КОН-Лига Пресс" и его руководителям Александру и Раисе Колосовым», взявшим под свое крыло этот художественный журнал. «Каждое издание должно иметь сверхзадачу, если хотите, свой пафос. Источником нашего составительского, издательского, наконец, авторского пафоса и вдохновения стало действительно редкостное стечение обстоятельств, а именно: в истекшем 2003 году, когда создавался этот номер, исполнилось восемьдесят лет с выхода в свет "знакового", как принято сейчас говорить, журнала "Русское искусство"... Несмотря на сверхкороткий век издания его идея -- идея поиска целостности, то есть анализа внешних и внутренних, вертикальных и горизонтальных связей, существующих между разными этапами русской художественной культуры, между изобразительным искусством (прежде всего живописью) и другими видами художественного творчества, наконец, между национальным и мировым искусством -- эта идеология нам представляется самой действенной, живой, продуктивной и по сей день". Такими словами открыла первый номер возобновленного журнала его главный редактор -- Ольга Костина. И еще она напомнила, что два других юбилея также определят тематику журнала: столетие создания "Союза русских художников" и девяностолетие со дня рождения великого коллекционера, спасшего целый пласт нашей культуры -- Георгия Костаки.
Да, именно о подвиге создателей частных собраний, нередко рисковавших жизнью в СССР за свою страсть, о подвижнической деятельности работников музеев и о забытых именах, возвращаемых авторами "Русского искусства", о целых пластах и направлениях в художественной культуре, определивших нашу духовную жизнь, и стал рассказывать журнал. Каждый из двадцати одного номера, вышедших к сегодняшнему дню, в обрамлении многочисленных и тщательно подобранных иллюстраций, был посвящен какой-либо центральной, сквозной теме. Либо истории коллекций, превратившихся впоследствии в золотые фонды российских региональных и частных музеев, либо влиянию Петербурга в становлении российского общества, либо художественным связям нашей страны с европейской и американской культурой, либо взаимосвязи талантов художника и литератора. На страницах "Русского искусства", как какой-то град Китеж, возникали блистательные, но порой совершенно утраченные в тине времени имена и произведения, сразу же становившиеся темой бесчисленных обсуждений в художественных кругах. Журнал каждый раз показывал, какие еще сокровища у нас "под ногами" и сколько еще предстоит "…Открытий чудных".
На обложке одного из номеров читателей встречал большой, яркий горный пейзаж с крепостью у подножия. И в том, как были выписаны пики горных хребтов, окруженные тучами, и в самой сути картины чувствовалась какая-то спокойная, уверенная сила. Да и как могло быть иначе, если "Русское искусство" представляло неизвестный ранее пейзаж Карла Брюллова "Вид форта Пику на острове Мадейра". Именно на этом романтическом, прокаленном жарой португальском острове, заместитель главного редактора журнала искусствовед Елена Бехтиева обнаружила полотно блистательного мастера. История установления подлинности работы и ее воцарения в Третьяковке, в зале "Великого Карла", воплотилась в отдельном захватывающем фильме. Полноправным участником его стал Виктор Бехтиев, один из самых известных строителей России, кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством", человек, на чьих плечах была вытащена реконструкция Третьяковской галереи. Сделав невозможное, они не остановились на этой победе и в 2006 году создали Благотворительный Фонд имени П.М. Третьякова и учредили премию в память великого мецената. Третий год ее лауреатами становятся старейшие сотрудники Третьяковской галереи – те, кого еще Дмитрий Сергеевич Лихачев называл «нашей совестью». По инициативе и на средства Благотворительного фонда имени П.М. Третьякова (с 2008 года соучредителя «Русского искусства»), был издан специальный номер журнала «Семейный круг и духовные ценности», полностью посвященный Павлу Михайловичу Третьякову, его родным и близким.
Есть какая-то несправедливость в том, что страна знает только имя Павла Михайловича Третьякова. А ведь эта была большая, крепкая семья, многие представители которой служили России. Служили в самом лучшем, прямом значении этого старого слова.
Таким был брат, Сергей Михайлович, известный благотворитель, городской голова (1877 – 1881), один из директоров Русского Музыкального общества, председатель Московского общества любителей художеств, член Совета Московского Художественного общества. Он также собрал большую коллекцию картин, только в основном западноевропейских художников, позже вошедшую в собрание Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и частично в собрание Государственного Эрмитажа.
Яркими, удивительно разносторонними и одаренными были и зятья Павла Михайловича: блистательный музыкант -- любимец Н.Г. Рубинштейна, ученик Ф. Листа, друг П.И. Чайковского -- Александр Зилоти, художник -- маринист, путешественник -- Николай Гриценко и один из самых известных московских архитекторов второй половины Х1Х века -- архитектор Александр Каминский.
Но главным стержнем этой большой и крепкой семьи являлась Александра Даниловна -- "бесценная моя маменька", как обращался к ней в письмах П.М. Третьяков. Много повидавшая на долгом веку, пережившая семерых из девяти своих детей, она для каждого стала примером стойкости и великой силы воли; всех воспитала в дружбе и сострадании к ближнему, привила чувство гражданской ответственности.
"Третьяковский номер" для многих явился откровением. Такого свода материалов об этой семье, многие из которых увидели свет впервые, до сих пор не было.
«Русское искусство» продолжает свой победный ход, во многом обеспеченный неизменным составом редакции: Ольга Костина, Марина Потылико, Елена Степанян, Ирина Лазебникова, Наталья Макарова, Инна Пуликова, Ольга Морозова. Недавно они выпустили новый номер, посвященный истории русской иконописи и собирателям ее замечательных памятников, тем, кто в прошлые годы или в наши дни спасал и спасает древние лики. Искусствоведы, реставраторы, коллекционеры размышляют о феномене русской иконы и проблемах, с которыми они сталкиваются. И, наверное, есть свой символ в том, что журнал завершается статьей о человеке, который всю свою жизнь отдал изучению древнерусского искусства, человеке удивительной честности и порядочности -- директоре Института искусствознания Алексее Ильиче Комече.
Виктор Леонидов
Газета «Культура». 2009. 19 марта
© Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова 2006 - 2024