|

Вышел из печати июльский (III/2009) номер журнала «Русское искусство», посвященный Илье Семеновичу Остроухову (1859-1929). Поводом к специальному изданию послужили две памятные даты: 150-летие со дня его рождения и 80-летие ухода из жизни, следовавшие одна за другой в 2008 и 2009 году. Серьезные же причины, подвигнувшие многих людей к работе над этим номером, изложены во вступительной статье главного редактора журнала «Русское искусство» Ольги Костиной, которая приводится здесь полностью: "Этот номер - своего рода памятник удивительному человеку Илье Семеновичу Остроухову, художнику, коллекционеру, общественному деятелю. Автор знаменитой картины «Сиверко», Остроухов был личностью исторического масштаба. Положив - и это не будет преувеличением - свою жизнь на алтарь отечественной культуры, Илья Семенович по-настоящему творчески продолжил миссию П.М. Третьякова. Деятельность Остроухова, при поддержке дочери Павла Михайловича А.П. Боткиной, определила на долгие годы вперед стратегию развития Третьяковской галереи, прежде всего в подходе к комплектованию и формированию коллекций. Тонкий ценитель, знаток и собиратель иконописи, Илья Семенович сыграл огромную роль в создании отделов древнерусского искусства главных национальных художественных сокровищниц — и Третьяковской галереи, и Русского музея.
Однако долгое время вся эта разнообразная деятельность Остроухова изучалась разрозненно и фрагментарно. И вообще для нынешнего поколения Илья Семенович стал, в известной мере, фигурой умолчания, находясь в тени своего великого предшественника. Воздать должное И.С. Остроухову - вот ради чего год назад, сразу после выхода в свет номера, посвященного основателю Третьяковской галереи, Благотворительным Фондом им. П.М. Третьякова был инициирован выпуск журнала, который вы, дорогие читатели, держите в руках. Здесь, пожалуй, впервые предпринимается попытка целостного воссоздания образа Остроухова во всей многогранности его талантов и деяний. Номер готовился в основном силами сотрудников Государственной Третьяковской галереи на основе хранящихся там богатейших архивных материалов, большинство из которых впервые вводятся в научный оборот. Сфокусированный взгляд исследователей на фигуре Остроухова сближает это издание по своему жанру с коллективной монографией, открывающей подлинный масштаб личности одного из лучших представителей ушедшей эпохи."Упоминание даже нескольких авторских имен и названий статей, как то, Лидии Иовлевой «Илья Семенович Остроухов и Третьяковская галерея», Элеоноры Пастон «Длинноногий Абрамцевский журавль», Ольги Атрощенко «Чем Остроухов теперь поглощается?», Валентины Ухановой «Он был подлинным Колумбом древнерусской живописи» заинтересует читателя в знакомстве с этим выпуском. Достойно представлены в журнале молодые, впервые публикующиеся на его страницах авторы. Это Наталья Ильина и Ксения Осорио Кастро со статьями «Вокруг памятника Н.В. Гоголю» и «Дом коллекционера». Материалы, предложенные Екатериной Хохловой и Верой Гучковой - Прохоровой — потомками близких и дорогих Остроухову людей, П.М. Третьякова и Н.И. Гучкова, раскрывают личные качества Ильи Семеновича, давшие «Образец человеческих отношений».
По традиции журнала «Русское искусство» многие фотографии и художественные произведения публикуются впервые.
|