Благотворительный фонд им. Павла Михайловича Третьякова
О Фонде Памяти<br>П.М. Третьякова Художественные и просветительские проекты Издательская<br>деятельность Международное<br>сотрудничество СМИ о Фонде
03.12.2010 Свет Андрея Рублева
О таких людях, как Игорь Эммануилович Грабарь, говорят — ренессансная личность.
Почти шестьдесят лет этот поразительный человек, талантливый живописец и гениальный организатор, практически стоял во главе художественной жизни России, а потом и СССР. С 1913-го по 1925 год он возглавлял Третьяковскую галерею, был основателем и директором Института истории искусств, директором Московского Художественного института, инициатором создания и руководителем Центральных реставрационных мастерских. Автор ряда искусствоведческих исследований, он сумел во времена Серебряного века организовать и подготовить к изданию «Историю русского искусства», шесть томов которой сыграли огромную роль в становлении отечественного искусствознания. В середине 40-х Игорь Эммануилович взялся за новое издательское предприятие, и свет увидела многотомная «История русского искусства» (ее последние тома выходили уже после смерти неутомимого редактора и автора многих статей). С именем Грабаря связано и открытие целого пласта древнерусского искусства.
Выдающийся живописец, Игорь Грабарь создал поразительные по цвету и светоносности произведения, вошедшие в золотой фонд не только русского, но и мирового искусства.
«Меня часто спрашивают, как я мог физически успевать делать все то, что довелось сделать. Думается, только потому, что была воля к труду и страсть к труду: как не мог я жить без искусства, так не мог дня прожить без труда», — писал Игорь Эммануилович.
Казалось бы, о Грабаре давно все известно. Он прочно занял место классика русского искусства и отечественного искусствознания. Этот поразительный человек добивался результатов во всем, за что бы он ни брался, в то же время умел радоваться жизни, любил мистификации... Недавно мы получили возможность приблизиться к этой невероятной личности. Третий номер журнала «Русское искусство» за 2010 год целиком отдан сюжетам, связанным с творческой и научной деятельностью Игоря Грабаря.
«Русское искусство», выпускаемое Благотворительным фондом имени Павла Михайловича Третьякова, давно и прочно вошло в первый ряд лучших художественных изданий России. Ведомое руководителями Фонда Еленой и Виктором Бехтиевыми и главным редактором Ольгой Костиной, оно в каждом выпуске предлагает новые, уникальные, неизвестные материалы и фундаментальное осмысление многих проблем нашей истории искусства.
Номер, посвященный И. Э. Грабарю, стал третьим «монографическим» выпуском. Два предшествующих были посвящены Павлу Михайловичу Третьякову и Илье Семеновичу Остроухову. Грабарь не мог не завершить этот ряд.
Номер, посвященный человеку, которому Государственная Третьяковская галерея во многом обязана своим превращением в один из главных музеев мира, в большой мере состоит из статей, написанных сотрудниками ГТГ. Целый ряд материалов строится на основе Отдела рукописей Третьяковской галереи. Здесь и переписка Игоря Эммануиловича с Ильей Семеновичем Остроуховым, далеко не во всем принявшим идеи переустройства Третьяковской галереи, неуклонно проводившиеся Грабарем в жизнь. Как, оказывается, непросто шло комплектование ГТГ и как порою в штыки встречалось приобретение некоторых работ, к примеру, участников объединения «Голубая Роза» или Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой. Здесь и письма замечательного реставратора Григория Осиповича Чирикова, которого Грабарь не побоялся устроить на работу после возвращения из ссылки, но так и не смог спасти от последующих ареста и расстрела. Читатель журнала узнает, как осваивал художник технологию красок, свежесть которых изумляет каждый раз при встрече с картинами Грабаря, и как организовывал Игорь Эммануилович спасение и реставрацию шедевров Древней Руси. Одна из самых интересных статей этого блистательного номера посвящена непростому и порою спорному вопросу атрибуции Игорем Грабарем произведений, которые он объявил принадлежащими кисти Андрея Рублева, а также находке икон Звенигородского чина. И поэтому логичным завершением годового выпуска «Русского искусства» стал номер, посвященный Андрею Рублеву. На его обложке — бессмертная «Троица».
Думаю, мало кто знает, любуясь красавцем Спасо-Андрониковым монастырем на левом берегу Яузы (вот уже полвека здесь расположен Центральный музей древнерусского искусства и культуры имени Андрея Рублева), что этот бесценный архитектурный памятник с самым древним в Москве белокаменным собором был на волосок от гибели и что он устоял благодаря смелости и изобретательности отечественных ученых и реставраторов, сознательно пошедших на мистификации. «Рублевский» номер посвящен не только проблемам творчества гениального мастера, но и рассказам о спасении шедевров древнерусского искусства в самые трудные и страшные времена.
Здесь и неизвестная до сих пор статья о Рублеве Михаила Алпатова, предназначавшаяся для первого тома «Истории русского и советского искусства», выходу которого помешала война. Здесь и материалы по истории формирования коллекции работ иконописца в Третьяковской галерее, хроника реставрации «Троицы»; размышления о развитии традиций искусства великого мастера и о сомнениях, сопровождающих любые научные исследования о нем. Этот номер предоставляет возможность близко познакомиться с историей и современной выставочной и научной деятельностью Музея имени Андрея Рублева, узнать о частных музеях русской иконы, находящихся в Москве и в Сан-Диего (США). Особняком стоит материал о предпринятом Благотворительным фондом имени П. М. Третьякова воссоздании некрополя семьи Третьяковых на Даниловском кладбище, знаменующим собой акт глубокого почтения благотворителям и радетелям за русскую культуру. И в этом тоже — проявление той духовности, которая воспитывается творениями Рублева и которая определяла деяния Игоря Эммануиловича Грабаря.
Виктор Леонидов
Газета «Культура». 2010. 3 декабря
© Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова 2006 - 2018