Благотворительный фонд им. Павла Михайловича Третьякова
О Фонде Памяти<br>П.М. Третьякова Художественные и просветительские проекты Издательская<br>деятельность Международное<br>сотрудничество СМИ о Фонде
20.10.2011 “Слово-то какое – Италия”
“Италия! Какое волшебное слово! Не было дня, когда бы я не думал об этой прекрасной стране”. Наверное, многие будут удивлены, что строки эти принадлежат художнику, ставшему одним из символов мощной советской живописи – Аркадию Пластову. Его работы, запечатлевшие образы прекрасной страны, стали широко известны только в наши дни, когда в свет вышел очередной (II / 2011) номер журнала “Русское искусство”, посвященный диалогу культур России и Италии.
Выпускаемое ныне Благотворительным фондом имени П.М.Третьякова “Русское искусство” стало одним из самых уважаемых художественных журналов не только в России, но и, без преувеличения, в Европе. На великолепной бумаге, в прекрасном оформлении, перед читателями предстают материалы, подготовленные ведущими искусствоведами и научными работниками музеев страны. Причем, как правило, почти в каждой статье речь идет о чем-то совершенно новом, не всегда привычном, но становящемся событием в искусствознании.
Не стал исключением и “итальянский” номер, ибо такого широкого и интересного полотна взаимодействия русских и итальянских культур у нас не разворачивалось давно. Здесь и история изучения великой картины Рафаэля “Дама с единорогом”, и рассказ о коллекции рисунков и акварелей выдающихся итальянских архитекторов и декораторов, работавших в России в середине ХVIII – начале ХIХ века, и заметки о создании церкви Святой великомученицы Екатерины в Риме, в двух шагах от Ватикана. Те, кто возьмут этот прекрасно, со множеством иллюстраций, подготовленный номер, узнают новое об архитекторе Франческо Бартоломео Растрелли, работавшем при дворе Елизаветы Петровны, и перипетии судьбы художника Максима Воробьева, посетившего Италию в начале ХIХ века. Вспомнят о работе Льва Бакста вместе со знаменитым итальянцем Габриэлем Д,Аннунцио и познакомятся с рисунками казака-изгнанника Сергея Соловьева, умершего в Тоскане после Второй мировой войны.
Презентацию специального выпуска журнала: “Россия – Италия. Диалог культур” открыл господин Антонио Дзанарди Ланди, посол Италии в Москве, в чудесном особняке, одном из шедевров русского модерна. Иногда казалось, что мы перенеслись на полтора века назад – настолько проникновенной, теплой, пронизанной светом высокой культуры была атмосфера вечера, который очень тонко и точно вела председатель правления Благотворительного фонда имени П.М.Третьякова, научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Елена Бехтиева.
С приветствием выступил заместитель министра культуры РФ Андрей Бусыгин, который отметил историческое значение этого номера, продолжающего на самом высоком уровне лучшие традиции уже многовековых российско-итальянских связей. Затем взял слово президент Фонда, Заслуженный строитель России, один из организаторов реконструкции Третьяковской галереи Виктор Бехтиев. Он от лица издателя говорил о роли журнала как информационного спонсора художественных проектов “перекрестного” Года Россия – Италия. С вниманием выслушали собравшиеся бессменного главного редактора журнала Ольгу Костину, доктора искусствоведения Людмилу Казакову, художника Анатолия Чечика, директора Департамента международного сотрудничества Микультуры РФ Екатерину Селезневу, руководителя Фонда Ирины Архиповой, оперного певца Владислав Пьявко. И весь этот теплый и какой-то очень светлый и взволнованный вечер сопровождала музыка, звучали русские романсы и итальянские песни.
И, кажется, в воздухе витали пушкинские строки:
Ночей Италии златой
Я негой наслажусь на воле…
Виктор Леонидов
Газета «Культура». 2011. 20 октября
© Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова 2006 - 2018