Благотворительный фонд им. Павла Михайловича Третьякова
О Фонде Памяти<br>П.М. Третьякова Художественные и просветительские проекты Издательская<br>деятельность Международное<br>сотрудничество СМИ о Фонде
31.05.2018 Лауреаты Премии имени П.М. Третьякова
Премия для музейных сотрудников с девизом «За верность профессии и многолетнее служение русскому искусству» учреждена в 2006 году Благотворительным Фондом имени П.М. Третьякова. С тех пор награда ежегодно вручается на торжественных вечерах, посвященных памяти основателя национальной галереи, которые неизменно проходят в ее стенах в декабре – месяце рождения и смерти Павла Михайловича Третьякова. В этом номере представляем лауреатов 2017 года.
В продолжение рассказа о людях и коллекции Симферопольского художественного музея (см. с. 6–17) считаю важным донести до читателей удивившее и порадовавшее меня обстоятельство. Впервые с 2009 года, когда на Премию имени П.М. Третьякова начали выдвигать персоналий от регионов, музейный коллектив ходатайствовал за кандидатуру уже не работающего в нем сотрудника. Удивительный факт, говорящий не только о бесспорных заслугах претендента, но и добром, здоровом климате в стенах учреждения культуры. А еще о том, что подобное решение, вернее сказать – поступок, способно вселять во многие сердца надежду: и другие ветераны тоже не будут забыты. Людмила Яковлевна Линиченко проработала в Симферопольском художественном музее полвека, пройдя путь от смотрителя залов до заведующей экспозиционным отделом. Она в значительной мере содействовала приему и размещению передвижных выставок из Третьяковской галереи, Русского музея, Эрмитажа, Музея искусств народов Востока, которые проходили в Крыму в 1970-е годы, а следовательно, к приобщению жителей полуострова к шедеврам русской и мировой живописи. Велика роль Людмилы Яковлевны в приобретении Симферопольским музеем произведений художника Николая Барсамова – многолетнего директора Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского, знатока и исследователя творчества прославленного мариниста.
С.А. Глазунова и Л.Я. Линиченко в Симферопольском художественном музее
Результатом большой работы, проделанной Линиченко по изучению творческого пути представителя младшего поколения объединения «Мир искусства» Ивана Мозалевского, стала юбилейная выставка художника и прекрасный каталог, изданный к 100-летию со дня его рождения. Пополнение музейного собрания графическим наследием И.И. Мозалевского – тоже заслуга Людмилы Яковлевны, дружившей с семьей мастера.
Особую любовь и внимание проявляла Л.Я. Линиченко к произведениям, созданным на своей малой родине, способствовала укреплению добрых взаимоотношений искусствоведов и крымских художников, будучи убежденной, что их лучшие работы займут место в экспозиции Симферопольского музея.
В 2010 году Людмила Яковлевна ушла на пенсию. И поскольку все это время связь с коллегами не прерывала, то директор А.С. Антонович, в канун 80-летия музея ходатайствовал о награждении именно Л.Я. Линиченко. Большую заинтересованность и деятельное участие проявила и Светлана Александровна Глазунова, в прошлом наставляемая Людмилой Яковлевной, а ныне ответственная за всю научную работу Симферопольского художественного музея. Пишу об этом, дабы показать реально существующую, а не выдуманную преемственность поколений.
Л.Н. Бобровская в депозитарии Третьяковской галереи
Та же благодарность старшим коллегам живет в душе другого лауреата Премии имени П.М. Третьякова – хранителя живописи конца XIX – начала XX века Государственной Третьяковской галереи Людмилы Николаевны Бобровской. Узнав о предстоящем награждении, она в первых словах стала вспоминать тех, кому обязана профессиональным становлением – А.К. Молчанову, И.Т. Ростовцеву и Л.И. Ромашкову. Именно эти люди много лет назад щедро делились с выпускницей Московского университета опытом музейного хранения и одновременно строго спрашивали с молодого искусствоведа. Проработав в Третьяковской галере 43 года, Л.Н. Бобровская более всего сроднилась с художниками русского авангарда, и не только является хранителем их фонда (на попечении 852 произведения), но и осознает себя ответственной за изучение и популяризацию этого значительного пласта творческого наследия, которое прочно вписано в контекст мирового искусства.
Вряд ли люди, далекие от музейных будней, могут представить весь объем работы, связанной с отправкой картин на выставки, что тоже входит в обязанности хранителя. А еще – постоянное наблюдение за состоянием произведений, находящихся как в запасниках, так и в экспозиционных залах, консультации сотрудников и посетителей депозитария.
Людмила Николаевна активно участвует в конференциях, составляет концепции выставок, публикует статьи в каталогах. Недавняя, 2016 года издания, книга-альбом «50 шедевров живописи конца XIX – начала XX века» включает написанные ею вступительную статью и большую часть аннотаций к картинам. Она осуществляла кураторство выставки к 150-летию Василия Кандинского в ГТГ и подготовила для каталога подробнейшую летопись жизни художника с осмыслением его высказываний и философских идей. Многим памятна выставка театральных панно Марка Шагала и большая серьезная аннотация к экспозиции. В конце 2017 года явилась куратором выставки Мартироса Сарьяна, организованной в рамках Дней культуры Армении в Москве.
Любая работа, исполняемая Людмилой Николаевной Бобровской, делается в высшей степени ответственно и на высоком научном уровне.
Протоиерей Николай Соколов
С особым трепетом назову имя еще одного музейного сотрудника, ставшего лауреатом Премии имени П.М. Третьякова в 2017 году. Это Николай Владимирович Соколов – протоиерей, настоятель храма Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. 25 лет исполнилось со дня возрождения церкви, бесконечно дорогой для музейщиков уже тем, что ее прихожанами были несколько поколений семьи Третьяковых. В сакральном пространстве этого историко-архитектурного памятника обозначено место, где стоял на службах и молился Павел Михайлович.
Н.В. Соколов получил назначение в храм в 1992 году, когда здесь только начинались реставрационные работы, последовавшие за долгими годами его закрытия. Трудами и молитвами отца Николая сформировалась община, состоявшая из работников Третьяковской галереи, которые активно помогали в восстановлении храма. Вскоре был создан замечательный церковный хор, регент которого, Алексей Пузаков, ныне – художественный руководитель и главный дирижер Московского Синодального хора.
Мудрость и дипломатичность отца Николая содействовали урегулированию сложнейших вопросов, возникавших в конце 1990-х годов между государством и церковью. В частности, удалось найти взвешенное решение и сохранить в собрании Третьяковской галереи великую православную святыню – Владимирскую икону Божией Матери. С 1999 года она находится в храме-музее, размещена в специальном киоте, внутри которого поддерживается необходимая температура.олы и традиции.
Настоятель храма Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее – кандидат богословия, профессор и декан Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, член Патриаршего Совета по физической культуре и спорту, духовник Олимпийской сборной команды России. Для третьяковцев любимый отец Николай, добрый, отзывчивый, высокообразованный и деятельный человек – еще и земной ангел-хранитель. Со своими бедами и радостями к нему отовсюду идут люди: старые и молодые, богатые и бедные, светские и воцерковленные… И каждый находит утешение и поддержку, обретает веру в любовь, добро и лучшую жизнь.
Елена Бехтиева
Журнал «Русское искусство». 2018. № 2
© Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова 2006 - 2018