Благотворительный фонд им. Павла Михайловича Третьякова
О Фонде Памяти<br>П.М. Третьякова Художественные и просветительские проекты Издательская<br>деятельность Международное<br>сотрудничество СМИ о Фонде
09.03.2017 «Друзья мои, прекрасен наш союз!»
Вечер памяти П.М. Третьякова «Времен связующая нить».
27 декабря 2016 года. Учредители Фонда Елена и Виктор Бехтиевы
Издательские проекты Фонда 2012–2016 годов
Настоятель храма-музея Святителя Николая в Толмачах протоиерей Николай Соколов с иконой прп. Павла Латрийского. 27 декабря 2016 года
Благотворительному Фонду имени П.М. Третьякова исполнилось 10 лет. На юбилейном вечере, состоявшемся 27 декабря 2016 года, как и положено в таких случаях, подводили итоги, принимали поздравления, а главное – мечтали о будущем…
Мудрецы всех времен и народов не устают повторять: для каждого человека мир таков, каким он его видит и каким он его делает. Одни,  хваченные праведным гневом, готовы с утра до вечера перечислять его несовершенства и с мстительным наслаждением доказывать себе и другим извечную неискоренимость проблем. Другие стремятся и среди неразличимо-серых будней видеть красоту мира и каждый день принимаются за любимое дело, доставляющее радость им самим и приносящее пользу людям. Фонд имени П.М. Третьякова объединяет вторых. И это не только его сотрудники, работники Государственной Третьяковской галереи и многих других российских музеев, но и огромное количество людей самых разных спе циальностей, возрастов и национальностей, сохраняющих и преумножающих отечествен ное культурное наследие, открывающих наши сокровища всему миру.
Десять лет назад, когда Третьяковская галерея отмечала свое 150-летие, Виктор Михайлович и Елена Владимировна Бехтиевы учредили фонд, миссия которого – сохранение памяти о благотворительной, просветительской и общественной деятельности семьи Третьяковых. И одной из первых забот стало восстановление мемориала этой славной фамилии на Даниловском кладбище, оказавшегося на грани забвения после перенесения праха братьев Третьяковых на Новодевичье. Возрожденный на основе архивных докумен тов и старых фотографий некрополь ныне включен в Единый государственный реестр памятников истории и культуры регионального значения. Вместе с коллегами из Третьяковки Фонд проделал большую работу по подготовке к переизданию ставших библиографической редкостью книг воспоминаний дочерей Третьякова – Александры Боткиной и Веры Зилоти; ежегодно финансирует публикацию научных трудов сотрудников Галереи – сборников конференций «Третьяковские чтения». Фонд инициирует просветительские проекты. Так, значимым событием в культурной жизни Костромы, города, где когда-то работала мануфактура братьев Третьяковых, стала организованная там выставка «Москва и Кострома в жизни семьи Третьяковых»: запланированная на неделю, она экспонировалась пять месяцев.
Мемориал семьи Третьяковых на Даниловском кладбище. Фрагмент. 2010 год
Доказательством жизнеспособности любой структуры является наличие потенциала для роста и развития. У Фонда он проявился очень быстро, и в орбиту разноплановой деятельности один за другим стали попадать замечательные региональные музеи. Фонд не только осваивает Россию от Москвы до самых до окраин, но и пересекает границы отечества. Среди многочисленных «мостов дружбы», связывающих Россию с Францией и Грецией, Италией и Грузией, есть и те, что наведены талантами и стараниями людей, которых объединяет в большую дружную семью Фонд имени Третьякова. Ближе всех к России оказалась ее самая дальняя «соседка» по Европейскому континенту – Португалия: участие в неделях русской культуры, организуемых Россотрудничеством и посольством России, в международном фестивале искусств «Вера», проводимом в Лиссабоне, открытие на острове Мадейра кабинета имени Карла Брюллова… Необходимость показать миру подлинную Россию, помочь людям узнать нашу страну поближе, чтобы лучше понимать ее, умение слышать вызовы времени и своевременно откликаться на них – это тоже в традициях Фонда.
Диалогам культур и эпох посвящались многие тематические номера журнала «Русское искусство» – главного издательского проекта Фонда. Сохранить институцию (у истоков журнала были Александр Бенуа, Игорь Грабарь и Осип Мандельштам) стало для учредителей делом чести. Журнал завоевал себе многочисленных поклонников не только в России, но и за рубежом – продвижение русского языка и русской культуры является для Фонда имени Третьякова одной из приоритетных задач.
Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре З.Ф. Драгункина поздравляет Фонд с 10-летием
Поздравления принимает ветеран Третьяковской галереи Л.В. Марц
Меценатство – нелегкое поприще. Закон о меценатстве, вокруг которого столько лет шли горячие дискуссии, наконец-то принят, однако он пока далек от идеала. Передавая Фонду поздравления с юбилеем от главы Совета Федерации Валентины Матвиенко, председатель Комитета СФ по науке, образованию и культуре Зинаида Драгункина особо подчеркнула, что меценатство испокон веков играло важнейшую роль в формировании русской культуры и те, кто сегодня продолжает эту традицию, несмотря на не самые простые в истории нашего Отечества времена, заслуживают глубокого уважения: «Мы искренне благодарим учредителей Фонда, всех подвижников, кто способствует выполнению его миссии, ведет повседневную кропотливую работу по изучению и популяризации богатейшего художественного собрания России…»
Есть у Фонда совершенно уникальная миссия – проведение вечеров памяти Павла Михайловича Третьякова. Каждый год в декабре, месяце рождения выдающегося мецената, они устраиваются в конференц-зале в Лаврушинском, превращаясь в изысканный праздник музыки и слова, чаруя атмосферой подлинной интеллигентности. Отличительная примета нынешнего – рассказ о происхождении имени Третьякова, крещенного в память о преподобном Павле Латрийском. Икона с изображением греческого святого была передана Фондом храму Святителя Николая в Толмачах при ГТГ, прихожанином которо- го был П.М. Третьяков.
Воплощенной памятью о создателе национальной галереи стала учрежденная Фондом Премия имени П.М. Третьякова «За верность профессии и многолетнее служение русскому искусству». Задуманная как дань признательности и уважения корифеям и ветеранам Третьяковки, она со временем превратилась в общероссийскую премию, которой стали удостаиваться и сотрудники региональных музеев страны – хранители, исследователи, реставраторы и популяризаторы отечественного наследия из Костромы, Плёса, Великого Устюга, Уфы, Нижнего Тагила, Оренбурга, Ферапонтова, Владивостока. Решением Правительства России в 2016 году награда была внесена в Перечень премий за выдающиеся достижения в области культуры и искусства, что свидетельствует о повышении ее статуса и престижа.
За прошедшие годы лауреатами Премии имени П.М. Третьякова стали 33 музейных сотрудника. Церемония их награждения является самой торжественной и трогательной частью декабрьских вечеров. Представляем имена новых лауреатов.
Лауреаты Премии имени П.М. Третьякова 2016 года: Н.В. Окуренкова, Е.А. Илюхина, С.А. Плешивцева
Надежда Владимировна Окуренкова поступила в фотоархив Третьяковской галереи в 1969 году и с ним связала всю свою трудовую деятельность. В 1978-м была назначена на должность заведующего научно-справочным отделом фотокиноматериалов. Занималась формированием фототеки, созданием диапозитивов и видеофильмов по коллекциям ГТГ, организовывала работу по сбору материалов для нового сектора редкой фотографии. Немало сил отдала поиску портретов, экспонировавшихся в 1905 году на Таврической выставке С.П. Дягилева. Результатом многолетнего труда явился масштабный издательский проект – публикация каталога-реконструкции этой выставки, первые два тома которого уже представлены ценителям искусства. Находит Надежда Владимировна время и для большой общественной работы – 30 лет возглавляет профсоюзную организацию музея и неизменно проявляет заботу о людях, коллеги отвечают ей любовью и уважением.
Евгения Анатольевна Илюхина – один из ведущих специалистов по искусству русского авангарда, работает в Третьяковской галерее с 1979 года, ныне являясь заместителем заведующего отделом графики XVIII – начала XX века. Будучи хранителем фонда Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой, она имеет на попечении более 20000 произведений, стала куратором целого ряда изданий и выставок, посвященных этим художникам. Значительной вехой в изучении наследия русского авангарда явилась выставка в Третьяковской галерее «Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом», признанная лучшей в 2013 году. Этот проект, высоко оцененный мировым научным сообществом, инициировал ряд международных, важных для имиджа национального музея России, выставок в Италии, Великобритании, Франции. Над их осуществлением в настоящее время и работает Евгения Анатольевна. В круг интересов исследователя входит также художественная жизнь Парижа начала XX века, искусство русского зарубежья, прежде всего театр.
Светлана Антоновна Плешивцева – художник-реставратор Приморской государственной картинной галереи, где работает без малого 50 лет. Начала трудовой путь в 1967 году, придя после окончания Владивостокского художественного училища по распределению в формировавшийся в городе музей, который в 2016 году отметил полвека со дня основания. Счастливый случай, когда становление музея и профессионала шли одновременно. Реставратором восстановлено более 2000 произведений живописи, часть из которых можно было увидеть на выставке из собрания Приморской картинной галереи, проходившей недавно в ГТГ в рамках проекта «Золотая карта России». Будучи первоклассным специалистом, Светлана Антоновна охотно оказывает методическую и практическую помощь сотрудникам музеев других городов Дальнего Востока – Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Магадана, Благовещенска. В Приморской галерее высоко ценят ветерана труда и дважды организовывали персональные выставки произведений, отреставрированных Плешивцевой.
За плодотворную работу по формированию коллекции отечественной скульптуры ХХ – начала XXI века специального поощрения была удостоена Людмила Викторовна Марц. Благодаря ее неустанным трудам этот музейный фонд вырос с 400 до 4000 произведений. Сегодня Третьяковская галерея обладает уникальной, не имеющей аналогов коллекцией русской и советской пластики, многообразной по жанрам, технологиям и материалам, представляющей различные национальные школы и традиции.
Есть нечто общее, что роднит все церемонии награждения лауреатов Третьяковской премии: каждый из них говорит, что награду эту с радостью делит со своими коллегами – теми, с кем трудится долгие годы, и с теми, о ком хранит светлую память. Потому музейное братство – неразменно и нераздельно. Музей – дело общее. Таким видел его выдающийся меценат и подвижник Павел Михайлович Третьяков – так живут все, кто передает вечные ценности от поколения к поколению.
Виктория Рогозинская
Журнал «Русское искусство». 2017. № 1
© Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова 2006 - 2018