Благотворительный фонд им. Павла Михайловича Третьякова
О Фонде Памяти<br>П.М. Третьякова Художественные и просветительские проекты Издательская<br>деятельность Международное<br>сотрудничество СМИ о Фонде
02.10.2015 В лучших традициях
Третий в этом году номер журнала «Русское искусство», издаваемый Благотворительным фондом им. П. М.  Третьякова, посвящен традиции как культурному достоянию. Редакция убеждена: главное — уважение к своим корням.
Обращаясь к прошлому, авторы касаются вопросов, до сих пор вызывающих живой отклик. Наглядный пример — подготовка юбилейной выставки Валентина Серова, которая откроется 7 октября в Государственной Третьяковской галерее. Экспозиция, заранее спровоцировавшая огромный ажиотаж, подтверждает: интерес к Серову велик не только у нас, но и на западном арт-рынке, долгое время признававшем лишь русских авангардистов. Иначе как объяснить, что в 2014 году «Портрет Марии Цейтлиной» кисти Валентина Александровича был продан на аукционе Christie’s за 14,5 млн долларов? В преддверии московского вернисажа главный редактор журнала Елена Бехтиева беседует с куратором Ольгой Атрощенко, а также заведующей отделом графики XVIII — начала XX века Третьяковской галереи Ириной Шумановой. Основной вопрос — концепция выставки и ее отличие от юбилейного проекта в Русском музее. 
Впрочем, этим материалом «серовская» тема не исчерпывается. Здесь же — история портретов младшей кузины художника, Аделаиды Симонович. Статью, основанную на воспоминаниях «Ляли», подготовил ее правнук Петр Дервиз. Он же предоставил эксклюзивные иллюстрации: два карандашных изображения Аделаиды Яковлевны, хранящиеся в семье и никогда ранее не публиковавшиеся. С его рассказом соседствует эссе Игоря Грабаря, посвященное портрету старшей сестры Аделаиды, Марии Симонович. Речь идет о знаменитой картине «Девушка, освещенная солнцем» (1888) написанной Валентином Александровичем в гостеприимной усадьбе «Домотканово». 
Не менее любопытна зарисовка о современнике Серова, Борисе Кустодиеве. В Нижегородском государственном художественном музее хранится раннее полотно художника — «Портрет Г.Н. Смирнова в детстве» (1898). На картине изображен белокурый мальчик, который сидит на стуле, поджав ногу. Это двоюродный брат Кустодиева, Гурий, ставший впоследствии генерал-майором, а также начальником Горьковского суворовского училища. Автору статьи, искусствоведу Ирине Мироновой, удалось найти одного из суворовцев, помнящих Смирнова.
Ряд публикаций рассказывает о взаимодействии традиций и новаций, которое на рубеже XIX-XX веков происходило особенно интенсивно. Переосмысление древнерусского зодчества характерно для храмов в неорусском стиле, очень популярных в начале XX столетия — этому феномену посвящена отдельная статья. Следующий материал — о самобытном скульпторе первой половины прошлого века Сергее Конёнкове: поводом стала выставка, проходящая в Государственной Третьяковской галерее. И, конечно, нашлось место вечным ценностям: шемогодскому берестяному кружеву, искусной резьбе по кости, лоскутному шитью...
Дарья Ефремова
Газета «Культура». 2015. 02 октября
© Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова 2006 - 2018