Благотворительный фонд им. Павла Михайловича Третьякова
О Фонде Памяти<br>П.М. Третьякова Художественные и просветительские проекты Издательская<br>деятельность Международное<br>сотрудничество СМИ о Фонде
07.04.2015 Сотрудничество во имя гармонии
На исходе марта в Культурном центре Глав УпДк при МИД РФ прошел вечер-встреча «Россия - Португалия». Диалог культур продолжается», ставший очередным этапом сотрудничества Благотворительного фонда им. П.М. Третьякова (Россия) и Фонда многоязычных школ (Португалия).
Среди культурных блюд вечера были предложены: выставка «Гармония контрастов», презентация книги Наталии Константиновой «Многоголосица культур», посвященной ибероамериканской культуре и сохраняющимся традициям Португалии и концерт мастеров искусств России и Португалии. Вернисаж ставший прологом вечера представил многочисленным гостям работы россиянки Татьяны Харитоновой и португалки Терезы Гонсалеш Лобу. В главном событии, концерте, приняли участие Академический хор русской песни РГМЦ, артисты детского музыкального театра имени Н.И. Сац, другие артисты. Особенный восторг у публики вызвали выступление студента ГИТИСа Ильи Лапича исполнившего несколько португальских песен в стиле «фаду» и   обворожительная португальская певица с русскими корнями Соланж Цезаровна. Среди аплодирующих прекрасному исполнению были Чрезвычайный и Полномочный Посол Португальской Республики в Москве Марио Годиньо де Матуш, заместитель министра иностранных дел РФ Алексей Юрьевич Мешков, директор Первого Европейского департамента МИД РФ Александр Васильевич Шульгин, Президент Фонда Многоязычных школ Силвио Сантуш и специально прилетевшей на это мероприятие мэр города Фуншала (Мадейра, Португалия) Паоло Кафофу.
Рассказать немного о истории и задачах этого проекта «РФ» попросил Елену Владимировну Бехтиеву, искусствоведа, сотрудника Государственной Третьяковской галереи, председателя правления Благотворительного Фонда им. П.М. Третьякова советника председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, главного редактора журнала «Русское искусство»:
- Мы назвали выставку « Гармония контраста». позаимствовав это замечательное словосочетание у русского поэта серебряного века Игоря Северянина. Поскольку это красивое название отражает суть того, что мы хотим сказать миру. Применительно к выставке, «гармонии контрастов» состоит в том, что на выставке представлены два вида творчества. Живопись и графика. Еще один контраст – это сами наши художницы, которые олицетворяют две школы в современном европейском искусстве. Русскую, основывающуюся на традициях, академическом образовании, поиске смысла, приверженностью натуре и западную, более свободную, менее регламентированную, предполагающую неограниченную свободу творческого самовыражения. И собственно это сочетание разнородных элементов и дает основу для гармонии художественных связей России и Португалии. Все страны отличны друг от друга, в том числе и Россия с Португалией, которые имеют много контрастов. Но если народы двух стран устремлены на встречу друг другу, то взаимопонимание и гармония в отношениях достижимы. И как иллюстрация к вышесказанному, дружба и сотрудничество двух фондов: Благотворительного фонда им. П.М. Третьякова и Фонда многоязычных школ, и их президентов Виктора Бехтиева и Силвио Сантуш.
История возникновения этого сотрудничества относится к 2000 году, когда   я приняла решение провести предстоящий отпуск на португальском острове Мадейра, где 150 лет назад жил и творил Карл Брюллов. Я готовила научную работу на тему «Португальский период творчества К.П. Брюллова» и поэтому решила использовать свободное время для поиска на рынках антиквариата, в частных коллекциях, в библиотеках и архивах материалов связанных с жизнью и творчеством художника.. Результатом этих поисков стало настоящее открытие. В частной коллекции г-жи Маргариды Лемуш Гомеш, проживающей в г.Фуншале, была обнаружена картина, которая при первом же взгляде идентифицировалась как произведение Брюллова. Проведенная потом впервые за всю историю Третьяковской галереи за счет музея выездная экспертиза подтвердила авторство Брюллова. Значение произведения (научное и музейное) невозможно переоценить. «Вид форта Пику на острове Мадейра» – это редчайший пример обращения художника к пейзажному жанру и единственный, из известных на сегодня пейзажей, исполненный Брюлловым в технике масляной живописи. После проведения экспертизы, в Лиссабоне, в Посольстве России в Португалии, сотрудниками ГТГ и владелицей картины Брюллова был подписан Протокол о намерениях, в соответствии с которым нашему музею предоставлялось право преимущественной покупки произведения. 
Вот с этой замечательной истории и зародилось наше сотрудничество с Португалией, которое   надеюсь, благодаря и сегодняшнему мероприятию, будет и дальше развиваться и расширяться.
Егор Леденев
Журнал «Российская Федерация сегодня». 2015. 7 апреля
© Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова 2006 - 2018