Благотворительный фонд им. Павла Михайловича Третьякова
О Фонде Памяти<br>П.М. Третьякова Художественные и просветительские проекты Издательская<br>деятельность Международное<br>сотрудничество СМИ о Фонде
17.01.2007 Третьяковская: теперь и премия!
Недавно они встретились вновь. Великий актер Михаил Щепкин и великий меценат и собиратель Павел Михайлович Третьяков. Встретились, естественно, не так, как они встречались при жизни. Но, наверное, обстоятельства этого свидания порадовали бы обоих.
Дело происходило 27 декабря только что ушедшего года в сверкающем конференц-зале Третьяковской галереи. Дата в год 150-летия создания знаменитого русского музея и 250-летия появления первого государственного театра в России была выбрана неслучайно. Потому что именно в от день родился Павел Михайлович Третьяков. Человек, писавший еще в начале своего пути: "Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесшего многим пользу, всем удовольствие". И именно этот день теперь выбран руководством национальной галереи с целью посвящения его музейным сотрудникам - продолжателям, исследователям, популяризаторам бесценного третьяковского наследия.
Вечер открыл генеральный директор галереи Валентин Родионов, а затем на сцену вышел заслуженный строитель России, человек, во многом на своих плечах вынесший организацию и проведение реконструкции Третьяковки, Виктор Бехтиев. Далее слово для ведения было передано его супруге, известному искусствоведу Елене Бехтиевой, чье имя общественность узнала несколько лет назад, когда она сумела вернуть в Россию неизвестное полотно К. Брюллова "Вид форта Пику на острове Мадейра".
Супруги Бехтиевы и стали организаторами Благотворительного фонда имени П.М. Третьякова. А этот вечер был посвящен награждению сотрудников галереи учрежденной Фондом премией имени Павла Третьякова. Премией, утверждаемой попечительским советом фонда, куда входят, в частности, такие известные люди, как праправнучка Третьякова, главный редактор издательства "Изобразительное искусство" Екатерина Хохлова, представитель другой знаменитой художественной династии скульптор Евгений Лансере, главный редактор "Литературной газеты" Юрий Поляков, настоятель храма Николы в Толмачах при Третьяковской галерее отец Николай Соколов, генеральный директор ГТГ Валентин Родионов...
Под гром оваций на сцену поднялись первые лауреаты Третьяковской премии: сотрудники галереи, авторы многочисленных статей, создатели книг и каталогов, люди, без преувеличения отдавшие жизнь изобразительному искусству России и служащие нашей культуре в полном соответствии этого старинного русского слова - служение. Ведущий научный сотрудник Отдела рукописей Наталья Приймак, первый заместитель генерального директора Лидия Иовлева. Из-за болезни не смогла присутствовать третий лауреат - заведующая отделом графики XVIII - начала XX века Евгения Плотникова. Сотрудники ее отдела передадут ей премию и лауреатский знак - вензель, отлитый в серебре с золочением, сочетающий буквы "П" и "В". Павел и Вера: вензель повторяет монограмму, которая была выгравирована в 1890 году на серебряном подносе, подаренном Павлу Михайловичу и Вере Николаевне Третьяковым в день серебряной свадьбы их дочерьми.
Вечер был построен именно в русле воссоздания семейных традиций Третьяковых. Жена основателя галереи, пианистка, устраивала в доме музыкальные салоны, на одном из которых прозвучал Третий струнный концерт П. Чайковского, финал из которого в исполнении Государственного квартета имени гениального русского композитора прозвучал в конференц-зале ГТГ. А завершил праздник симфонический оркестр Министерства обороны, исполнивший полонез из "Евгения Онегина" и увертюру к опере М. Глинки "Руслан и Людмила".
Но была у Третьякова еще одна пламенная страсть - театр, который и стал своего рода красной нитью торжества. На сцене были выставлены два портрета - известное изображение самого Третьякова, выполненное И. Репиным, и другая большая картина, портрет Щепкина, переданный в 1953 году из Третьяковки в Малый театр. Самое интересное, что портрет замечательного актера, написанный в 1862 году, к сожалению, почти забытым ныне художником Николаем Невревым, был первым живописным портретом, заказанным Павлом Михайловичем для своего собрания. И удивительно органично вплелись в ткань вечера монолог Фамусова, некогда сыгранного Щепкиным, в исполнении художественного руководителя Малого Юрия Соломина, а также появление самого "живого" Михаила Щепкина, с блеском исполненного ректором Щепкинского училища Николаем Афониным.
"Бывают странные сближения..." Эта пушкинская строка невольно вспоминалась не раз - и упомянутый портрет Щепкина везла в этот день в Третьяковскую галерею из Малого театра сотрудница Третьяковки, праправнучка великого актера.
Виктор Леонидов
"Литературная газета". 2007. 17 января
© Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова 2006 - 2018