Благотворительный фонд им. Павла Михайловича Третьякова
О Фонде Памяти<br>П.М. Третьякова Художественные и просветительские проекты Издательская<br>деятельность Международное<br>сотрудничество СМИ о Фонде
07.12.2011 Вещь в зеркале искусства. Журнальный вариант
Этот номер – об эстетической природе вещей и заключённой в ней культурно-исторической памяти. Попытки уйти от этой природы были предприняты в годы борьбы с излишествами в архитектуре. Отказ от излишеств происходил и в области быта: вещь не то чтобы изгонялась из него – она видоизменялась, унифицировалась, предельно упрощалась в своей художественной выразительности. В триаде функция–форма–качество, направлявшей творческую, прежде всего архитектурную, мысль, приоритет отдавался утилитарной функции. Для сферы прикладного искусства использовался (в названиях статей, научных конференций, журнальных рубрик) другой, более поэтичный слоган – «Красота и польза», где под красотой подразумевалась новая минималистская эстетика 60-х годов. Бытовое сознание отторгало старину в повседневном обиходе. К тому же «бабушкиным» вещам – массивным, украшенным декором шкафам, комодам, этажеркам – по­просту не находилось места в хрущёвских малогабаритных квартирах, и они выбрасывались на дворовые свалки.
Но уже к концу десятилетия энтузиазм «демократичного» обустройства жизни сменяется усталостью от минимализма, и на рубеже 60–70-х годов в искусствоведческой периодике разворачивается дискуссия, ставящая вопрос: ретростиль – что это такое? С 1990-х годов возрастает интерес к вещи как носителю той исторической среды, в которой она родилась. Увеличивается спрос на старинные, в частности, роскошные в своей декоративности предметы. Оживает антикварный рынок, что связано не в последнюю очередь с выходом на него произведений прикладного искусства.
Начало нынешнего века ознаменовано дальнейшим развитием интереса к художественной вещи. Заметно увеличивается в общем количестве крупных, представительных выставок (особенно в больших музеях – Эрмитаже, музеях Кремля, ГИМе, ГМИИ им. А.С. Пушкина) число экспозиций декоративно-прикладного искусства, сопровождаемых серьёзными научными каталогами. Выходят в свет фундаментальные исследования, основной пафос которых: вещь – это материализованная память человечества. Французский учёный Ж. Бодрийяр в своей книге «Система вещей» называет старинный предмет мифологичным. Наделённый мифологическим смыслом объект прикладного искусства позволяет нам совершать захватывающие путешествия в исторические эпохи. Можно не знать в подробностях историю своих предков, но именно художественная вещь связывает нас с прошлым и вписывает в вечность, символизируя единство утилитарного и эстетического, материального и духовного.
"Литературная газета". 2011. 7 декабря
© Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова 2006 - 2018