Благотворительный фонд им. Павла Михайловича Третьякова
О Фонде Памяти<br>П.М. Третьякова Художественные и просветительские проекты Издательская<br>деятельность Международное<br>сотрудничество СМИ о Фонде
04.05.2011 "О "русских Версалях" замолвите слово"
Нынешний год журнал «Русское искусство» открыл номером, посвящённым усадебной культуре. Усадьбы, коих по Руси были сотни тысяч, веками являлись теми самыми «гнёздами», где терпеливо и бережно взращивались поколения, воспитанные в любви и уважении и к «родному пепелищу», и к «отеческим гробам», то есть ко всему тому, из чего, собственно, и складывается национальное самосознание. И не потому ли мы сегодня с таким неистовством и отчаянием пытаемся и никак не можем отыскать-родить-возродить национальную идею, что до основания разрушено то, что идею эту питало?
Усадьба как микрокосм, как модель взаимоотношения человека с другими людьми, стоящими с ним и на одной, и на разных ступенях социальной лестницы, с окружающей его природой, с миром в целом разрушена за ненадобностью, попрана по невежеству, унижена в силу непомерной гордыни. И даже те из них, коим посчастливилось уцелеть под напором разнообразных ветров «перемен», став музеями, всё равно живут под гнётом проблем, которые государство не считает для себя возможным (нужным?) решать с должной ответственностью перед грядущими поколениями.
Тонкий, очень лиричный очерк Натальи Грамолиной об усадьбе Поленова – один из самых оптимистичных в этом номере, но и в это повествование вклинивается совершенно абсурдная для нормального человека история о том, как две губернии – Тульская и Калужская – не могут поделить сферы ответственности за судьбу музея. В благополучном Архангельском, которому посвящено сразу несколько материалов, реставрация идёт больше четверти века, и конца ей пока не видно. Но это – одно из немногих счастливых исключений. Материал Екатерины Шорбан «Уходящее наследие» об усадебных руинах, коими богата Калужская губерния (как и любая другая, по квалифицированному мнению специалистов), читать без волнения невозможно. Практически в каждой статье звучит непременный рефрен – надо спасать, восстанавливать, защищать от желающих сровнять с землёй и устроить что-нибудь экономически более выгодное. Впрочем, иногда, как показывает практика, экономическая выгода и охрана наследия сочетаются, подтверждением чего стала беседа главного редактора журнала Ольги Костиной с Олегом Артемьевым, представляющим солидную коммерческую структуру, о будущем усадьбы «Покровское-Рубцово», последним владельцем которой был Савва Морозов.
Авторам журнала удалось устоять перед соблазном сделать весь номер в апокалиптическом духе, хотя проблем в деле охраны и возрождения русских усадеб гораздо больше, чем достижений. Как исторический детектив читается статья Александра Тихонова о бесценной коллекции воспитателя детей Александра III Фердинанда Тормейера. Об этом человеке, 15 лет прожившем рядом с царской семьёй, у нас известно до странности мало даже специалистам. Не менее увлекательна статья о родовом гнезде внуков и правнуков Пушкина – усадьбе «Лопасня-Зачатьевское». По-новому начинаешь смотреть на привычное – в данном случае на зимний сад – после статьи Софьи Веселовой об этом старинном увлечении русской аристократии.
И всё-таки закончить на оптимистической ноте как-то не получается. Чем глубже внедряешься в тему журнала, тем острее понимаешь – точку невозврата русская усадьба ещё, возможно, и не прошла, но уже очень и очень к ней близка. Станут ли эти «пепелища» колыбелью новой, счастливой жизни?
Андрей Бородин
"Литературная газета". 2011. 4 мая
© Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова 2006 - 2018