Благотворительный фонд им. Павла Михайловича Третьякова
О Фонде Памяти<br>П.М. Третьякова Художественные и просветительские проекты Издательская<br>деятельность Международное<br>сотрудничество СМИ о Фонде
01.03.2011 "Русское искусство" в Париже
В завершение 2010 года, прошедшего под знаком культурного сотрудничества России и Франции, журнал «Русское искусство» был представлен в Париже. Организатором этой первой зарубежной акции выступил издатель журнала – Благотворительный Фонд имени Павла Михайловича Третьякова.
27 октября в резиденции посла России во Франции состоялась презентация специального выпуска журнала «Русское искусство», посвященного теме «Россия – Франция. Диалог культур». Вечер открыл советник-посланник Леонид Юрьевич Кадышев, который приветствовал собравшихся от лица посла и всей дипломатической миссии. Затем выступил президент Благотворительного Фонда имени П.М. Третьякова Виктор Михайлович Бехтиев, поблагодарив принимающую сторону за гостеприимство и замечательную возможность представить в признанной культурной столице Европы издательский проект Фонда.
Современным издателям и редакции «Русского искусства» принципиально важным было показать неизменный, базирующийся на опыте предшественников – редколлегии одноименного журнала 1923 года интерес к мировому аспекту отечественной культуры, ее европейским связям. Линия художественного диалога начала выстраиваться с первых номеров возрожденного в 2004 году издания, и, конечно, Франция, сконцентрировавшая общеевропейскую судьбу, вызывала повышенное внимание.
Об этом мы повели разговор на вечере, раскрывая содержание и уникальные материалы русско- французского номера. Однако рассказ невольно перешел за рамки заявленного к презентации выпуска (4/2009). Мне, ведущей вечера, представлялось необходимым коснуться ретроспективы связей России и Франции в области художественного творчества, упомянуть некоторые факты их развития от XI века и Анны Ярославны – королевы Франции до XXI века и выставки «Святая Русь», проходившей весной 2010 года в Лувре и поразившей всех степенью ценности художественных экспонатов и щедростью приславших их музеев России.
Временной отрезок презентации не позволил развернуться «во всю ширь русской души», но отдельные примеры диалога культур («французской прививки» русскому искусству и, напротив, «русской прививки» европейской культуре) прозвучали на вечере. Говорили об ампире – «стиле империи», «стиле Бонапарта», который сложился во Франции на рубеже XVIII–XIX веков и получил распространение в России в градостроительных ансамблях Петербурга и Москвы, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Вспоминали «Русские сезоны» в Париже и роль великого импресарио Сергея Дягилева, реформировавшего балет и открывшего долгий период совместного творчества русских и французских артистов, который продолжается по сей день. Называли имена очень разных художников из России, приобщившихся к художественной жизни Парижа в начале XX века, занимавшихся здесь в студиях, участвовавших в выставках, оформлявших спектакли, – Кирилла Зданевича, Серафима Судьбинина, Льва Бакста и многих других. Отмечали успехи русского искусства на Всемирных выставках в Париже, обращаясь к майоликовым творениям Михаила Врубеля: камину «Микула Селянинович» и скульптурной сюите по сказкам «Садко» и «Снегурочка» (1900 год), а также к советскому павильону и монументу «Рабочий и колхозница», к их создателям – архитектору Борису Иофану и скульптору Вере Мухиной (1937 год).
Приводили в качестве примера сегодняшнего сотрудничества России и Франции участие преподавателей и аспирантов московского Государственного университета по землеустройству в разработке архитектурно-планировочных решений центральных площадей города Сульца.
Все, о чем говорилось на вечере «Русского искусства», сопровождалось видеопоказом страниц журнала, а также музыкальной программой, развивавшей тему диалога культур России и Франции. Нас очень порадовали певица Виктория Маркарян, скрипачи Алексей Русин и Лев Богино, ныне живущие в Париже и достойно представляющие высокий исполнительский уровень вокальной и инструментальной школы Москвы. Завершил концертную программу композитор и пианист Сергей Дрезнин, исполнивший фрагмент из музыкального спектакля «Екатерина Великая». Это был своеобразный эксперимент, предложенный слушателям в качестве музыкальной версии статьи русско-французского номера, повествующей об увлекательном путешествии в Европу цесаревича Павла Петровича.
Восприятие подобной музыки было особенно гармоничным в роскошном зале красивейшего парижского особняка на улице Гренель Сен-Жерменского квартала, известного своей блистательной трехсотлетней историей. Здание построено в 1711–1713 годах стараниями архитектора Робера де Котта, параллельно работавшего в Версальском дворце. Первой владелицей особняка, имя которой он носит до сих пор, была герцогиня д’Эстре, последним – маркиз де Турзоль, продавший здание русскому пра- вительству в 1864 году. Во время визита в Париж здесь останавливался император Николай II. После революции в особняке находилась ставка Белой армии. С 1924 года в здании разместились советские дипломаты, используя его как посольский комплекс. В 1977 году после перевода посольства России в другое здание особняк стал выполнять более камерную и скорее представительскую функцию. Сейчас в нем находится резиденция российского посла во Франции, любезно предоставленная господином Орловым 27 октября 2010 года Благотворительному Фонду имени П.М. Третьякова.
Делегация из Москвы передала в дар посольству России во Франции номера журнала «Русское искусство» и скульптуру Вячеслава Румянцева «Маленький принц», запечатлевшую в бронзе один из наиболее трогательных образов в искусстве, ставший по сути вечным, – близкий и понятный народам двух стран.
30–31 октября журнал «Русское искусство» участвовал в Салоне русской книги, который проходил в Париже, в Российском центре науки и культуры. Мы имели возможность не только представить журнал на французской земле, но и обрести здесь новых подписчиков и почитателей, за что издатели и редакция выражают сердечную признательность директору РЦНК Игорю Александровичу Шпынову.
Сообщаем также, что отныне журнал будет регулярно доставляться в «Русский книжный магазин», расположенный по адресу: Париж, улица Гора Святой Женевьевы, дом 11, информируя заинтересованного читателя о новациях и посвящая в истинные ценности отечественного изобразительного искусства.
Елена Бехтиева
Журнал «Русское искусство». 2011. № 1
© Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова 2006 - 2018