Благотворительный фонд им. Павла Михайловича Третьякова
О Фонде Памяти<br>П.М. Третьякова Художественные и просветительские проекты Издательская<br>деятельность Международное<br>сотрудничество СМИ о Фонде
02.08.2010 "Расширяющаяся вселенная"
Эти слова как нельзя лучше определяют идею диалога культур, в который журнал «Русское искусство» вступил с первого года своего возрожденного издания. Вступил для того, чтобы показать, как, интегрируя в мировую культуру, русский художественный гений озарил общий путь цивилизации, породив тем самым в каждом из соотечественников чувство национальной гордости. Поделиться им на страницах журнала за эти годы уже успели многие ученые, музейщики, художники, коллекционеры.
Творческие взаимосвязи иностранных мастеров и их русских коллег, развивавшиеся по разным направлениям, обобщил доктор искусствоведения Андрей Толстой; настенную живопись Бакста для лондонского особняка Ротшильдов открыла читателю искусствовед и переводчик Елена Беспалова; «русский след» в Стране восходящего солнца обнаружила литератор, пушкинист Лариса Черкашина. Приведенные примеры – это лишь беглый взгляд на номер нашего жур- нала (III/2004), имевший тему «Зарубежные маршруты русского искусства».
В 2005 году редакция журнала и его тогдашний издатель ЗАО «Эдипресс-Конлига» выпускает в свет отдельный номер, посвященный «Русской Швейцарии» (III/2005). Выбор этой страны объектом внимания был предопределен прежде всего малой изученностью вопросов русско-швейцарских художественных связей, таивших много интересного и незаслуженно забытого. Заместитель директора Государственного Русского музея Евгения Петрова поделилась знанием о Кипренском в Женеве, где художник создал несколько портретов у господина Дюваля и был принят в Почетные члены Общества изящных искусств. Швейцарский архитектор, коллекционер Кристоф Болльман рассказал, как он на «блошином» рынке «...обнаружил вещи, которые счи- тались у специалистов утраченными навсегда» – графические эскизы Ге к евангельской серии картин художника. О бароне Э.А. фон Фальц-Фейне, прошедшем по пути Суворова и открывшем новые исторические факты, нашедшем уникальные русские реликвии и способствовавшем выпуску первой зарубежной марки с изображением прославленного полководца, читатель узнал из статьи филателиста, доктора филологических наук Всеволода Сахарова. И, конечно, номер открывал новые и возрождал забытые в России имена художников XX века – Александра Бенуа ди Стетто, Николая Тархова, Сергея Залшупина. Как они были связаны со Швейцарией, рассказали в своих статьях представитель журнала «Русское искусство» в Женеве, юрист-международник Александр Тихонов, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Валентина Бялик, главный хранитель Российского Фонда Культуры Ольга Землякова и заведующий его архивом Виктор Леонидов.
Затем, словно подчиняясь гармонии контрастов, мы обратили взоры к другой европейской стране – Германии, взаимоотношения с которой были хорошо изучены и широко освещены. Многовековая история культурных связей определялась ближайшим к России расположением государства, а также традицией династических браков, заложивших основу диалога на государственном уровне. Немецкие художники в России от барокко до бидермайера были представлены читателю доктором искусствоведения, заведующей отделом живописи XVIII – первой половины XIX века Государственной Третьяковской галереи Людмилой Маркиной; «мейсенское чудо» Ораниенбаума описала заместитель директора этого музея-заповедника Вера Лискова; о путешествии в Баварию и истории портрета внуков Николая I рассказала старший научный сотрудник музея РАХ Анжелика Мышкина; о Наталии Гончаровой и немецких экспрессионистах размышляла заместитель заведующего отделом личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина Алла Луканова.
Как-то само собой сложилось, что и французская тема невольно вплелась в выпуски журнала «Русское искусство». Упомянем лишь некоторые публикации: «Бородино – битва гигантов» (о новой экспозиции военно-исторического музея-заповедника, IV/2005), «Твой милый образ» (о парижских находках И.С. Зильберштейна, IV/2006), «Помни Россию. Будь признателен Франции» (о творчестве художницы Марии Ляпиной, I/2008), «Е.А. Лансере. Работы, не вошедшие в каталоги» (об изделиях из серебра потомка французской художественной династии в России, IV/2008). Постоянным автором журнала, собирателем и хранителем памятников и документов русского зарубежья во Франции является профессор-славист, заведующий кафедрой русского языка и литературы Государственного университета г. Ниццы Ренэ Герра. «Они унесли с собой Россию» (I/2004), «Нарушитель границ» (III/2004), «Русское зарубежье на почтовых карточках» (II/2007) – только некоторые из его статей.
Таким образом, для редакции «Русского искусства» и сегодняшнего издателя журнала Блаотворительного Фонда им. П.М. Третьякова стала очевидной назревшая необходимость посвящения российско-французским художественным связям отдельного номера. Объявление президентами двух стран 2010 года как перекрестного – Года России во Франции и Франции в России – явилось стимулом воплотить задуманное, логично встроить запланированную тему в общественно значимый проект. Мы глубоко признательны Министру иностранных дел России С.В. Лаврову и его французскому коллеге Бернару Кушнеру, а также послам обеих стран господину А.К. Орлову и господину Жану де Глиниасти, оценивших актуальность издания журнала (IV/2009) и обратившихся к читателям с его страниц. Особая благодарность АНО «Единство журналистики и культуры» и лично Ю.И. Белявскому за поддержку в получении гранта на издание номера.
Что же касается содержания и художественного оформления французского номера, то они на высоте, и многие поклонники «Русского искусства» уже получили радость от его прочтения. Здесь и фундаментальная статья «Ампир – стиль империи» доцента РГГУ Елены Долгих, и «Блестящее путешествие. Граф и графиня Северные во Франции», описанное вице-президентом ИКОМ Юрием Мудровым, и французская мода в России, запечатленная художницей Виже-Лебрен и преподанная доктором искусствоведения Раисой Кирсановой. Здесь же подборка материалов к 100-летию «Русских сезонов» в Париже с посвящением их творцам – Сергею Дягилеву, Тамаре Карсавиной, художникам «Мира искусства». Замечательны рассуждения современного мастера Мюда Мечева о влиянии на его жизнь и творчество французской культуры, «заразившей» стремлением к совершенству.
Тем же стремлением к совершенству была отмечена презентация номера «Россия–Франция. Диалог культур», которая состоялась в Доме приемов МИД на Спиридоновке 16 июня 2010 года. В особняке, принадлежавшем некогда крупному торгово-промышленному деятелю С.Т. Морозову, построенном по проекту архитектора Шехтеля и художника Врубеля в стиле модерн, все дышит искусством. Атмосфера Белого зала, где собрались дипломаты, деятели культуры, журналисты, была весьма торжественной, что усиливалось участием в вечере директора Первого евро- пейского департамента МИД РФ О.Н. Белоуса, заместителя министра культуры А.Е. Бусыгина, Советника по культуре Посольства Франции в России Жана-Люка Гестера.
Приветствия официальных лиц и выступление главного редактора журнала Ольги Костиной сопровождались концертной программой, которая объединила музыку французских композиторов XVIII–XIX веков (исполнитель заслуженный артист России Александр Майкапар), поэти- ческие отрывки из произведений Ростана и Пушкина (читал народный артист России Сергей Безруков), стихи Бодлера в оригинале и в переводе Цветаевой (цитировала редактор журнала, кандидат филологических наук Елена Степанян).
В зале экспонировались графические работы народного художника России, академика РАХ Мюда Мечева из циклов «Москва» и «Париж», впервые опубликованные на страницах представляемого номера. Апофеозом вечера стало вручение художником французской стороне пода- рочных изданий книги, в иллюстрировании которой, по признанию автора, сказалось влияние гравюр Гюстава Доре. Супруга Чрезвычайного и Полномочного Посла Французской Республи- ки в России Катрин де Глиниасти была взволнована подобным проявлением любви к своей стра- не, выражением широты русской души. Миротворческая роль культуры в диалоге двух европейских стран стала очевидна для всех участников вечера.
Инициатор презентации – президент Благотворительного Фонда Виктор Бехтиев поблагодарил Министерство иностранных дел и Министерство культуры, высоких государственных лиц за поддержку общественной инициативы, вносящей свою лепту в успешное проведение Года России во Франции и Франции в России.
Елена Бехтиева
Журнал «Русское искусство». 2010. № 3
© Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова 2006 - 2018