Благотворительный фонд им. Павла Михайловича Третьякова
О Фонде Памяти<br>П.М. Третьякова Художественные и просветительские проекты Издательская<br>деятельность Международное<br>сотрудничество СМИ о Фонде
06.03.2014 "Художественный пастыри"
Традиционный декабрьский вечер Благотворительного Фонда имени П.М. Третьякова в 2013 году был посвящен сразу нескольким событиям: 120-летию открытия общедоступной Городской художественной галереи Павла и Сергея Третьяковых, вручению музейным сотрудникам премии им. П.М. Третьякова «За верность профессии и многолетнее служение русскому искусству», 90-летию создания журнала «Русское искусство» и 10-летию его возрождения.
Название вечеру – «Художественные пастыри» – дали слова Александра Бенуа о наставниках, вводящих человека в мир изобразительного искусства. Такую же пастырскую миссию выполняют Государственная Третьяковская галерея и журнал «Русское искусство».
Могут ли страницы периодического издания стать пространством, где обсуждаются самые значимые вопросы? Да, если авторы за каждодневным видят главное, а за частным – общее. Номера журнала «Русское искусство» 1923 года являют образец понимания редакцией своей высокой просветительской миссии – помочь русскому искусству «со всем его великим прошлым и мятущимся настоящим занять достойное место среди мировой художественной культуры».
Эстафету старого издания принял коллектив под руководством главного редактора О.В. Костиной, который уже 10 лет продолжает просветительские традиции, возведя в принцип «здоровый баланс между строгим научным академизмом и увлекательностью содержания».
Идеями просветителей ХIХ века воодушевлялся и П.М. Третьяков, утверждая, что «русская школа не последнею будет», и, передавая любимое детище – Третьяковскую галерею – городу, надеялся, что, распахнув широко ее двери публике, он исполнит свою миссию. И действительно, с тех пор повелось: каждый, приезжая в Москву «из Архангельска или из Астрахани, из Крыма, с Кавказа или с Амура... назначает себе день и час, когда ему надо, непременно надо, идти... в Лаврушинский переулок и посмотреть с восторгом, умилением и благодарностью весь этот ряд сокровищ, которые накоплены были этим удивительным человеком в течение всей его жизни», – писал В.В. Стасов.
Из этого же ряда удивительных людей и продолжатели дела Третьякова – скромные музейные сотрудники, бессребреники, посвятившие жизнь служению искусству, они просто не мыслят себя вне профессии, и премия имени П.М. Третьякова, по сути, награда им за такой же пастырский труд.
Отмечать заслуги музейных работников – особая миссия, которую взял на себя Благотворительный Фонд им. П.М. Третьякова. В 2013 году премия вручалась уже восьмой раз. Один из лауреатов, Марина Валерьевна Астафьева – архивист, прослужившая в отделе рукописей галереи 50 лет. Всем, кто работал с архивными материалами, знаком почти детективный азарт поиска важного документа, убедительно подтверждающего авторскую идею. Во многом решающую роль может сыграть помощь специалиста, каким является Марина Валерьевна – живой кладезь знаний. За время работы в музее Астафьевой удалось значительно пополнить фонды отдела рукописей и участвовать в издании целого ряда книг: воспоминаний А.П. Боткиной «Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве», «Товарищество Передвижных Художественных выставок. Письма и документы. 1869–1899 гг.», «Валентин Серов в переписке, документах и интервью» и «Сергей Дягилев и русское искусство». В послужном списке Марины Валерьевны отмечены не только ее личные заслуги, но и причастность к династии, прослужившей в Третьяковской галерее суммарно более 120 лет!
Премией им. П.М. Третьякова награждена Ирина Анатольевна Вакар. Сегодня она признанный исследователь и популяризатор искусства русского авангарда, а в 1980-е годы была отважным первооткрывателем творчества Казимира Малевича, тогда замалчивавшегося художника-бунтаря. Какую смелость и профессионализм нужно проявить, чтобы инициировать персональную выставку в стенах Третьяковской галереи запрещенного прежде мастера! В 1989 году старания увенчались успехом: при большом внимании публики и прессы выставки Малевича прошли в Амстердаме, Ленинграде и Москве, снискав ему всемирную известность. При участии Вакар впервые был издан каталог произведений художника на русском языке, через несколько лет – двухтомник «Малевич о себе. Современники о Малевиче». Библиография талантливого исследователя насчитывает более 90 публикаций на темы русского авангарда, символизма и русско-французских связей. Через серию выставочных проектов Вакар сумела убедительно показать роль русского авангарда в развитии изобразительного искусства. Крупнейшие из них – «Кубизм. Художественный прорыв в Европе 1906–1926» (2003), «Бубновый валет» (2005), «Александр Дейнека» (2010), «Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом» (2013).
От региональных музеев премии им. П.М. Третьякова удостоена директор Нижнетагильского музея изобразительных искусств Марина Владимировна Агеева. Одним из первых музей участвовал в проекте «Золотая карта России», представляя в залах Третьяковской галереи с вое собрание русских художников – Богданова-Бельского, Жуковского, Серебряковой, Лансере, Добужинского, Волкова. Талантливый администратор, исследователь и популяризатор отечественного искусства, организатор выставок во многих городах России, Агеева сумела за четверть века директорства расширить собрание музея на 7000 единиц хранения. Ее усилиями спасены от забвения имена московских художников Михаила Шемякина и Игоря Рубана. Результаты научных исследований легли в основу концепций персональных выставок художников, о чем писал журнал «Русское искусство».
Удивительную атмосферу вечера «Художественные пастыри», отличающуюся торжественностью и доверительностью, удалось создать его ведущей – председателю правления Фонда, сотруднику отдела научно-просветительской работы Третьяковской галереи Е.В. Бехтиевой. В сценарии сплетались выдержки из прессы 1893 года, отразившие визит Александра III в Третьяковскую галерею, экранный коллаж страниц журнала «Русское искусство» разных лет, официальные приветствия деятелей культуры и науки, поздравления коллег, классическая музыка и советские песни. 
Любовь Петрунина
Журнал «Русское искусство». 2014. № 1
© Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова 2006 - 2023