Благотворительный фонд им. Павла Михайловича Третьякова
О Фонде Памяти<br>П.М. Третьякова Художественные и просветительские проекты Издательская<br>деятельность Международное<br>сотрудничество СМИ о Фонде
15.04.2013 Премия имени Третьякова в 2012 году.
«Чтобы нажитое от общества вернулось тому же обществу…»
Каждый год, в декабре, в Третьяковской галерее Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова проводит вечера, посвященные памяти великого мецената и вручению премии, которая носит его имя. На дипломах золотыми буквами светится девиз премии: «За верность профессии и многолетнее служение русскому искусству».
Фонд был создан усилиями искусствоведа, сотрудника научно-просветительского отдела Третьяковской галереи Елены Владимировны Бехтиевой и заслуженного строителя России, кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством» Виктора Михайловича Бехтиева, почти десять лет возглавлявшего и сумевшего завершить реконструкцию Третьяковской галереи.
В активе Фонда – и создание мемориала Третьяковых на Даниловском кладбище в Москве, и проведение выставок, ставших безусловными событиями в новейшей культурной жизни России. Одни их названия говорят сами за себя: «Возвращенное достояние: Русские иконы из частных собраний», «Москва и Кострома в жизни семьи Третьяковых» и др.
Но всё-таки наибольший резонанс имели организация ежегодной премии имени П.М. Третьякова и возрождение журнала «Русское искусство».
Когда-то, в начале двадцатых годов, после Гражданской войны журнал «Русское искусство» знаменовал собой признак новой жизни. Наследник «Мира искусства» и «Аполлона», созданный А.Н. Бенуа, О.Э. Мандельштамом, П.П. Муратовым, журнал был выполнен с удивительной изысканностью оформления и полной свободой независимых и оригинальных суждений. Естественно, долго такое издание в стране набиравшего силу социализма сохраниться не могло, и «Русское искусство» прекратило своё существование.
Однако не горят не только рукописи, но и настоящие, подлинные дела. Спустя 80 лет журнал сначала при содействии издательского дома «Эдипресс-Конлига», а затем полностью взятый под крыло Благотворительного фонда Третьякова, сквозь все трудности нынешних времён вот уже десять лет регулярно доходит до читателей.
Подобно своему предшественнику, это издание сохраняет лучшие традиции подготовки и оформления российских художественных журналов. Статьи, почти каждая из которых посвящена каким-либо открытиям либо анализу творчества незаслуженно забытых мастеров, подаются в обрамлении красочных иллюстраций. Причем большинство из них, как правило, воспроизводят произведения, также впервые являющиеся перед любителями прекрасного.
Среди множества номеров, увидевших свет за эти годы, хотелось бы выделить тематические выпуски. К примеру, журналы, специально посвящённые великим собирателям и организаторам, таким как Илья Семёнович Остроухов, Игорь Эммануилович Грабарь. Большим этапом стало издание номера, рассказывающего о нескольких поколениях семьи Третьяковых.
Не прошли мимо читателя и журналы, посвящённые художественным богатствам русской провинции, а также взаимопроникновению культур России и ряда европейских стран: Германии, Франции, Италии.
Антон Павлович Чехов, а за ним и другой великий гражданин России – академик Дмитрий Сергеевич Лихачев назвали солью земли тех, кто сохраняет духовную жизнь нации. Учителей, библиотекарей. И конечно, музейных работников.
Мне навсегда врезались в память слова легендарного директора Русского музея Василия Алексеевича Пушкарёва, спасшего от чиновничьего уничтожения тысячи икон и картин русского авангарда. «Настоящего музейщика посади на хлеб и воду, ничего не плати, а он всё равно будет делать своё дело. Потому что понимает, что такое красота искусства, и не служить ей не может».
Именно таким людям и вручается Премия имени П.М. Третьякова. В главной галерее страны, в присутствии самых известных деятелей культуры и, конечно, коллектива самой Третьяковской галереи. Каждый декабрь, ближе ко дню рождения великого мецената, проходит торжественная церемония.
Причём все организовано в лучших традициях старых, патриархальных времён, тех, когда «Русские были русскими», как писал Лев Николаевич Толстой. Звучит классическая музыка, читаются стихи, само действие, кажется, погружает собравшихся в позапрошлый век – в гостиную Павла Михайловича Третьякова или салон его брата Сергея, московского городского главы, также известного мецената, чьё собрание послужило одной из основ будущего Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Как обычно, и в этот раз, во время недавней церемонии, на сцену поднялись лауреаты. Лидия Александровна Торстенсен, хранитель отдела графики XVIII – начала XX века Государственной Третьяковской галереи, автор статей для многих научных каталогов и выставочных изданий, почти полжизни посвятившая родному музею. Другой героиней этого вечера стала Валентина Мефодьевна Сорокина, пятьдесят лет служащая русскому искусству. Правда, далеко от Москвы, в столице Башкирии Уфе, в музее великого мастера, сумевшего сохранить традиции старой, религиозной живописи в эпоху всеобщего слома и террора – Михаила Васильевича Нестерова.
Третьим лауреатом стала учёный секретарь Третьяковской галереи Татьяна Витальевна Юденкова. Однако, кроме премии, у неё, как и большого коллектива сотрудников отдела рукописей ГТГ и редакции журнала «Русское искусство», был повод для гордости.
Собравшимся представили ещё одно детище Благотворительного фонда и Третьяковской галереи – великолепно изданный огромный, 650-страничный том книги дочери великого собирателя Александры Павловны Боткиной «Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве». Его научным редактором и стала Татьяна Витальевна.
Невзирая на то, что на момент выхода было уже пять изданий этих воспоминаний, нынешнее, безусловно, является событием огромного масштаба. Потому что оно, с прекрасными иллюстрациями, воспроизводящими великие полотна галереи, издано по первоначальному, «каноническому», неисправленному варианту рукописи до всех цензурных и редакторских правок советского периода.
Причём Боткина, в лучших традициях добросовестности своего рода, не подошла к этой работе просто, записав лишь то, что вспомнилось. Книга изобилует ссылками на научные труды, журналы, письма, которые писали Третьякову художники, и на ответы коллекционера. Беспримерный, ежедневный труд Павла Михайловича над созданием своего собрания предстаёт благодаря множеству свидетельств того времени. Вот почему над комментариями к изданию работал большой коллектив, который собравшиеся от души поздравили с победой. С очередной взятой вершиной всех, идущих по дороге великого гражданина и человека удивительной совести – Павла Михайловича Третьякова.
 
Виктор Леонидов
Софья Пономарёва
Журнал "Свой". 2013. № 4
© Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова 2006 - 2018