Благотворительный фонд им. Павла Михайловича Третьякова
О Фонде Памяти<br>П.М. Третьякова Художественные и просветительские проекты Издательская<br>деятельность Международное<br>сотрудничество СМИ о Фонде
26.05.2009 Выставка "Москва и Кострома в жизни семьи Третьяковых"
Выставка "Москва и Кострома в жизни семьи Третьяковых", посвященная 175-летию со дня рождения Сергея Михайловича Третьякова, экспонируется в городе Костроме, проспект Мира, дом 7, в здании Дворянского собрания.
Открытие выставки состоялось 26 мая 2009 года в присутствии губернатора Костромской области Игоря Слюняева, радушно приветствующего ее организаторов - руководителей Благотворительного Фонда имени Павла Михайловича Третьякова Виктора и Елену Бехтиевых и делегацию "Литературной газеты": главного редактора Юрия Полякова, первого секретаря Союза писателей Москвы Евгения Сидорова, поэта и переводчика Надежду Кондакову, профессора-слависта из Франции Ренэ Герра, являющихся членами попечительского совета и правления Фонда.
Этой выставкой мы воздаем дань глубокого уважения братьям Павлу Михайловичу и Сергею Михайловичу Третьяковым и, вспоминая их общественно-значимые дела, выявляем взаимосвязь успешного предпринимательства (Ново-Костромская льняная мануфактура) и великого меценатства (Московская городская художественная галерея).
Вниманию посетителей представляется 60 экспонатов, воспроизводящих фотографии и документы, хранящиеся в отделе рукописей Государственной Третьяковской галереи и семейном архиве потомков. В витринах размещаются книги и журналы, повествующие о собирательской деятельности братьев Третьяковых. Их портреты, исполненные И.Е. Репиным и В.А.Серовым, находящиеся в собрании ГТГ, в воспроизведении также доступны посетителям выставки.
Костромской художественный музей демонстрирует картину Н.Н. Гриценко "Вид Костромы с панорамой фабричного района" и различные материалы, связанные с работой Костромской льняной мануфактуры ( документы, фотографии сотрудников, образцы продукции, медали выставок ).
В день вернисажа 26 мая состоялось первое знакомство публики с картиной "Галерея Третьякова". Свою новую работу представила Дарья Котлярова - победитель II Всероссийского конкурса молодых художников им. П.М.Третьякова.
В рамках выставки прошла презентация специального выпуска журнала "Русское искусство", посвященного роду Третьяковых - "Семейный круг и духовные ценности". О журнале рассказала его бессменный главный редактор, кандидат искусствоведения Ольга Костина. Президент Фонда Виктор Бехтиев, учредитель и издатель "Русского искусства", подарил Костромскому художественному музею в лице директора Натальи Павличковой все номера журнала, вышедшие в свет за 5 лет его издания.
Программу вернисажа завершил вечер русского романса на стихи поэтов и музыку композиторов, любимых в семье Третьяковых. Исполнители - лауреаты Всероссийского телевизионного конкурса "Романсиада" Светлана Григорьева и Алексей Зыков были тепло приняты слушателями.
Выставка получила широкое освещение в СМИ, вызвала живой интерес у костромичей и, первоначально запланированная на неделю, она неоднократно продлевалась и завершила свою работу 3 ноября 2009 года. Познакомившиеся с выставкой "Москва и Кострома в жизни семьи Третьяковых" расширили свои знания о выдающихся людях Отечества, так много сделавших для русской культуры.
 
 
Экспликация выставки
Москва и Кострома в жизни семьи Третьяковых
 
Павел Михайлович (1832-1898) и Сергей Михайлович (1834-1892) Третьяковы, основатели художественной галереи в Москве, были тесно связаны друг с другом не только увлеченностью искусством, братской дружбой, но и общим успешным предпринимательством.
Наследуя семейное торговое дело, братья Третьяковы развили его и значительно приумножили родительский капитал. От пяти лавок, которыми владел их отец Михаил Захарович в Старом Гостином дворе Москвы, они пришли к учреждению "Торгового дома в образе полного товарищества под фирмою П. и С. Братья Третьяковы и В.Коншин". Их магазин, торговавший полотняными, бумажными и шерстяными товарами, привозимыми как из русской провинции, так и из-за границы, находился в Москве, напротив Биржи, на Ильинке - "широкой блестящей улице капиталистов и банкиров".
Поставщиком отечественного льняного полотна, пряжи и ниток была Кострома, где в 1866 году Третьяковы вместе со своим зятем В.Д.Коншиным учредили льняную мануфактуру, включавшую три фабрики (прядильную, ткацкую и отбельную). Непосредственное руководство ими осуществлял костромской купец, опытный инженер-текстильщик Константин Яковлевич Кашин. После его смерти место директора занял сын Николай Константинович Кашин, направленный Третьяковыми в Лондон "на ознакомление с постановкой льняного дела".
Ново-Костромская льняная мануфактура неоднократно удостаивалась "Золотой медали" на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде и международной в Париже, получила статус "Поставщик Двора Его Императорского Величества", в справочниках значилась "самой крупной мануфактурой в мире". С заботой о людях на ее территории возводится шестиэтажное здание - одно из самых благоустроенных рабочих общежитий не только Костромы, но и всей России.
По мере роста денежного состояния Третьяковы становились домовладельцами и землевладельцами, как в Москве, так и в Костромской губернии.
Понимание взаимосвязи между общественным и личным богатством побуждало Третьяковых к благотворительности - "сословной добровольной обязанности" московского купечества, основанной на твердой христианской вере отцов и дедов. "Стремление быть полезным обществу" находило самые разные проявления.
Первые пожертвования в размере 500 рублей серебром братья Павел и Сергей делают вместе с матушкой Александрой Даниловной в 1853 году. Они вносят деньги "на госпитальные нужды" участников Крымской войны. Позднее, в Русско-Турецкую войну 1877-1878 годов, братья Третьяковы внесут крупные суммы в Славянский комитет, который отметит их пожертвования благодарственными дипломами.
Предметом постоянной заботы Павла Михайловича станет Арнольдовское училище для глухонемых детей. Будучи его попечителем, Третьяков за период с 1876 по 1898 годы внесет на содержание училища от имени неизвестного 58 198 рублей.
Сергей Михайлович активнее, нежели его старший брат, вращался в правительственных кругах, участвовал в общественно-политической жизни Москвы, был избран городским головой. Ему удалось воспитать целый ряд молодых деятелей - инженеров, архитекторов, врачей, многие из которых "заслужили громкое имя в городских летописях". В июне 1880 года С.М. Третьяков отвечал за организацию Пушкинских торжеств в Москве и открытие памятника А.С.Пушкину.
Русская литература являлась важной составляющей культурного досуга семьи Третьяковых. Они были "воспитаны на Тургеневе", зачитывались романами Л.Н. Толстого, глубоко уважали Достоевского, любили стихи Тютчева и Фета. К духовным ценностям семьи Третьяковых относился и волшебный мир театра (любовь к нему была воспитана ещё матушкой Александрой Даниловной) и, конечно, музыка. С выдающимися композиторами, создателями Русского музыкального общества братьями Антоном и Николаем Рубинштейнами Павел и Сергей дружили с детства. После женитьбы Павла Михайловича на Вере Николаевне Мамонтовой, профессиональной пианистке, дом Третьяковых наполнился классической музыкой. Старшая дочь супружеской четы Вера выйдет замуж за концертировавшего впоследствии по всему миру пианиста Александра Зилоти, двоюродного брата Сергея Рахманинова. Племянница братьев Третьяковых Прасковья Коншина породнит многочисленное дружное семейство с П.И. Чайковским, вступив в брак с его родным братом Анатолием.
Убеждение Павла Михайловича, что "дочь купца должна выйти замуж за купца" с тем, чтобы продолжить семейное дело, не осуществится. Избранниками его дочерей Александры и Марии станут врачи - братья Сергей и Александр Боткины, Любови - художник Николай Гриценко, создатель картины "Вид Костромы с панорамой фабричного района". Атмосферу родительского дома, его патриархального уклада и в тоже время высоких устремлений талантливо воссоздают воспоминания двух старших дочерей П.М. Третьякова, Веры Зилоти и Александры Боткиной, входивших в разное время в Совет Третьяковской галереи. Их книги являются самым значительным источником для получения сведений и о выдающихся художниках - современниках отца, с многими из которых Павел Михайлович был дружен. Это Н.В.Неврев, И.Н.Крамской, В.М.Васнецов, И.Е.Репин, В.И.Суриков, И.И.Левитан и многие другие.
Единственный прямой потомок братьев Третьяковых по мужской линии - это внук Сергея Михайловича, Сергей Николаевич Третьяков. Именно он в начале ХХ века стал директором Товарищества Большой Костромской льняной мануфактуры, а с марта 1917-го - председателем экономического совета при Временном правительстве. После революции эмигрировал во Францию. Расстрелян в 1944 году как агент советской разведки в концлагере под Берлином.
Павел Михайлович и Сергей Михайлович Третьяковы остались жить в вечности, обессмертив себя созданием национальной художественной галереи. Старший брат миссионерствовал как собиратель отечественного искусства (его коллекция размещается в значительно расстроившимся и превращенным в музей жилом доме семьи Третьяковых в Лаврушинском переулке), младший брат - как собиратель западноевропейской живописи (картины хранятся в ГМИИ им. А.С.Пушкина). Имена братьев, подаривших свои коллекции родному городу Москве, неотделимые в истории друг от друга, более ста лет украшают фасад Государственной Третьяковской галереи. Вписанные славянской вязью они напоминают нескончаемому потоку сегодняшних посетителей музея о великом русском меценатстве, основой которого является успешное предпринимательство и благородная идея "… с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества, вернулось бы обществу (народу) в виде каких-либо полезных учреждений".
© Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова 2006 - 2018